Басманный суд оставил Михаила Ходорковского под стражей до 25 мая
Архив NEWSru.com
 
 
 
Басманный суд Москвы в пятницу продлил срок содержания под стражей экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского до 25 мая. Тем самым, суд удовлетворил соответствующее ходатайство Генеральной прокуратуры РФ
Архив NEWSru.com
 
 
 
По мнению прокуратуры, Ходорковский также может скрыться, используя наличие у него нескольких мест жительства, в том числе за рубежом, двух загранпаспортов и достаточных для этого материальных средств
Архив NEWSru.com

Басманный суд Москвы в пятницу продлил срок содержания под стражей экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского до 25 мая. Тем самым, суд удовлетворил соответствующее ходатайство Генеральной прокуратуры РФ.

Судья Андрей Расновский по просьбе защиты и по согласованию с прокурором огласил лишь резолютивную часть решения, поэтому журналисты не имели возможности узнать, какими мотивами руководствовался суд, принимая решение о продлении Ходорковскому срока содержания под стражей.

Адвокат бизнесмена Василий Алексанян заявил, что защита обязательно обжалует это решение в суде.

В свою очередь, американский адвокат Ходорковского Роберт Амстердам в интервью "Интерфаксу" назвал решение суда "политическим". "Мы увидели сегодня пример так называемого "басманного правосудия". Суд даже не пытался вникнуть в то, что говорила защита", - заявил Амстердам.

Представитель Генпрокуратуры Валерий Лахтин, мотивируя требования следствия, подчеркнул, что большинство предъявленных Ходорковскому обвинений относится к категории тяжких. "Как один из руководителей организованной преступной группы Михаил Ходорковский может скрыться от следствия и суда", - подчеркнул Лахтин.

Он отметил, что в уголовном деле фигурируют 11 человек, большинство из которых находится в розыске, в том числе международном. По мнению прокуратуры, Ходорковский также может скрыться, используя наличие у него нескольких мест жительства, в том числе за рубежом, двух загранпаспортов и достаточных для этого материальных средств.

По словам Лахтина, за 2002 год экс-глава ЮКОСа получил в виде дивидендов более 5 млн долларов, а за девять месяцев 2003 года более 19 млн долларов, сообщает "Интерфакс".

Кроме того Лахтин утверждал, что у следствия есть основания полагать, что, оказавшись на свободе, Ходорковский продолжит заниматься преступной деятельностью, будет угрожать свидетелям и попытается связаться с соучастниками.

Лахтин зачитал всю фабулу обвинения, в частности, огласил ряд ранее неизвестных деталей. Так, по его словам, за 1999-2000 годы организованная группа под руководством Михаила Ходорковского не уплатила налогов на сумму 17 млрд 395 млн рублей. Кроме того, по словам прокурора, Ходорковский по своему усмотрению снимал деньги со счетов НК ЮКОС, в частности, "обратил в пользу Владимира Гусинского 2 млрд 649 млн рублей".

В свою очередь защита назвала требование обвинения о продлении срока содержания под стражей "необоснованным и противозаконным". По словам адвоката Генриха Падвы, прокурор не представил доказательств, подтверждающих доводы прокуратуры. В частности того, что у Ходорковского найдена собственность за рубежом. Что касается значительных денежных средств, то Падва напомнил, что недавно Басманный суд санкционировал арест счетов Михаила Ходорковского и других сотрудников ЮКОСа.

Защита уверена, что, оказавшись на свободе, бизнесмен не скроется от следствия. "У Ходорковского здесь жизнь, работа, четверо детей, трое из которых несовершеннолетние", - подчеркнул Падва.

Адвокаты предложили судье изменить Ходорковскому меру пресечения и освободить его либо под залог, либо v под поручительство известных лиц, либо избрать в качестве меры пресечения домашний арест.

По просьбе защиты судья приобщил к делу поручительства около двадцати человек, в том числе известных журналистов Михаила Бергера, Евгения Киселева, Юлии Латыниной, а также четырех сенаторов и семи депутатов Госдумы.

Кроме того, судья приобщил документ о возможности выплаты залога от семьи Ходорковского.

Представитель Генпрокуратуры Лахтин возражал против возможности изменения бизнесмену меры пресечения. Он пояснил суду, что цель содержания под стражей - изолировать Ходорковского от соучастников и свидетелей. "Залог и домашний арест такой изоляции не может обеспечить", - считает представитель Генпрокуратуры.

Сам Михаил Ходорковский заявил: "Я не жалуюсь на здоровье или условия содержания, но считаю, что содержание под стражей ограничивает мои гражданские права". Он напомнил, что если бы хотел скрыться от следствия, то мог бы это сделать еще в июле прошлого года, когда впервые был вызван на допрос в Генпрокуратуру, однако после этого не раз выезжал за границу и возвращался.

Экс-глава ЮКОСа считает "анекдотичным" утверждение прокурора о том, что на свободе он будет влиять на ход следствия, которое уже завершено. Ходорковский просил суд отпустить его под домашний арест.

Михаил Ходорковский был задержан 25 октября 2003 года в новосибирском аэропорту "Толмачево" и в тот же день доставлен в Москву, где Басманный суд санкционировал его арест.

Генпрокуратура обвиняет Ходорковского по семи статьям Уголовного кодекса РФ. В частности, ему инкриминируется хищение чужого имущества путем обмана в составе организованной группы в крупном размере, злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда, а также уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Ходорковский, в частности, обвиняется в том, что, будучи председателем совета директоров ОАО КБ МЕНАТЕП, совместно с президентом этого банка Платоном Лебедевым и другими лицами летом 1994 года завладел 20% акций ОАО "Апатит" на сумму более 283 миллионов долларов.

По данным Генпрокуратуры, бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев, бывший ректор РГГУ Леонид Невзлин и другие фигуранты дела имеют в пяти швейцарских банках более 6,2 миллиарда швейцарских франков (около 5 миллиардов долларов).

"Речь идет не об активах, акциях или других ценных бумагах, а о личных денежных вкладах физических лиц, так или иначе причастных к хищению государственных средств в особо крупных размерах", - отметили в прокуратуре.

Сам Михаил Ходорковский не признает свою вину. 3 ноября он подал в отставку с поста председателя правления НК ЮКОС.