В России с нетерпением ждут выхода доклада уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. Документ давно готов, но закрыт для общественности. Источник в аппарате Лукина говорит, что по традиции текст не публикуется и не комментируется до того, как будет представлен президенту, отмечают "Ведомости". В пятницу уполномоченный по правам человека внезапно отменил выступление перед сенаторами.
Между тем доклад предшественника Лукина, омбудсмена Олега Миронова, становился достоянием общественности практически сразу после написания. Так, в 2003 году первые экземпляры документа появились в Госдуме уже в январе.
На днях основными тезисами доклада Лукина поделилось издание Газета GZT.ru. По данным газеты, Лукин характеризует общую ситуацию с правами человека в России как неудовлетворительную и ставит ей двойку, но "с плюсом" - за наметившиеся сдвиги.
Напомним, что недавно доклад на ту же тему - права человека в России - представил Госдепартамент США. В отличие от этого документа, у Лукина нет ни слова о громких политических убийствах, давлении на суд и лишь вскользь говорится о Чечне.
По информации "Ведомостей", основные проблемы в сфере нарушения прав человека, по мнению Лукина, носят социально-экономический характер: огромный разрыв между богатыми и бедными, высокие тарифы на коммунальные услуги, незаконные увольнения, нарушения прав ребенка. Но динамика государственной политики в этой сфере "положительная", отмечает автор.
Однако политическим правам уделено гораздо меньше внимания. Уполномоченный констатирует рост ксенофобии, отмечая роль "усердных не по разуму" чиновников в разжигании антигрузинских настроений. Для демократизации проведения митингов Лукин предлагает парадоксальный выход: прописать в законе основания для запрета публичных мероприятий, чтобы не было чиновничьего произвола.
Про ситуацию в Чечне сказано вскользь: "Обстановка на Северном Кавказе остается крайне нестабильной". Зато правозащитников Лукин критикует: они не сумели завоевать поддержки и понимания общества, потому что не интересуются социально-экономической тематикой.
В актив государству омбудсмен записал реализацию нацпроектов, которые помогут развязать "болевые узлы", упрощенный порядок регистрации мигрантов, снижение смертности от дедовщины и успехи судебной системы. Со свободой слова, по мнению уполномоченного, тоже практически все в порядке: цензуры нет, есть лишь самоцензура и ограничения со стороны местных властей и лояльного к ним бизнеса. Руководство федеральных телеканалов "не всегда" предоставляет равные права партиям: в 2006 году более 90% времени было уделено лишь одной - какой, Лукин не уточняет.
Госдепартамент США, напомним, посвятил России свыше 100 страниц. Госдеп отмечает значительное ухудшение ситуации с правами человека: ограничение свободы слова и собраний со стороны органов власти, политический прессинг судов, коррупцию, притеснение некоммерческих организаций, убийства и исчезновения людей в Чечне, убийства журналистки Анны Политковской и бывшего сотрудника спецслужб Александра Литвиненко. По большинству из этих пунктов в докладе Лукина нет ни слова.
Лукин сосредоточился не столько на политической, сколько на социально-правозащитной тематике, прокомментировал просочившиеся тезисы депутат-единоросс Михаил Емельянов. Правозащитник Лев Пономарев отмечает, что омбудсмен, в отличие от Госдепа, не использовал данные правозащитных организаций, а текст документа закрыт даже для привлеченных Лукиным экспертов. У него дипломатическое прошлое, отсюда и непубличные методы решения правозащитных проблем, отмечает Пономарев: Лукин много делает, но мало критикует.