Председатель Следственного Комитета при Прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин возбудил уголовное дело в отношении Михаила Добринца, судьи из Иркутской области, работавшего председателем Черемховского районного суда, по обвинению в изнасиловании 19-летней практикантки суда в ноябре 2006 года.
Возбуждение уголовного дела в отношении судьи стало возможным после того, как местная квалификационная коллегия судей 20 июля дала согласие на возбуждение в отношении Добринца уголовного дела, а затем лишила его статуса судейской неприкосновенности за антиобщественное, недостойное звания судьи поведение, которое позволял себе Добринец в день совершения им преступления – он злоупотреблял алкоголем и стрелял по стенам кафе из пистолета. Примечательно, что потерпевшая приходится племянницей вице-мэру Черемхова. Ее отец, застав избитую и изнасилованную дочь с Добринцом, бросился на него с кулаками, за что Добринец в тот же день пожаловался в милицию на "избиение".
Добринец обжаловал решение квалификационной коллегии судей в Иркутский областной суд, но тот жалобу отклонил, оставив в силе решение о согласии на возбуждение в отношении Добринца уголовного дела. Официальный представитель СКП Владимир Маркин подтвердил агентству "Интерфакс", что "незамедлительно после вступления в силу решения Иркутского областного суда, отклонившего жалобу Михаила Добринца на решение квалификационной коллегии судей Иркутской области о даче согласия на возбуждение уголовного дела, председателем СКП РФ 19 октября возбуждено уголовное дело по статье 131 УК РФ (изнасилование)".
Дело продвигалось не без затруднений. Как сообщала местная газета "Номер один", летом Добринец пожаловался в Верховный Суд на решение квалификационной коллегии судей о разрешении на возбуждение в отношении него уголовного дела. Но рассмотрение дела в Верховном Суде застопорилось. В конце августа губернатор Иркутской области Александр Тишанин направил письма председателю Верховного Суда Вячеславу Лебедеву и руководителю администрации президента Сергею Собянину с просьбой оказать содействие скорейшему рассмотрению этой жалобы в Верховном Суде. Прошел месяц, и тогда 28 сентября квалификационная коллегия судей Иркутской области приняла решение прекратить полномочия Михаила Добринца как председателя Черемховского районного суда.
После этого, сообщает "Коммерсант", исполняющий обязанности председателя Иркутского областного суда Иван Попов с уверенностью заявил, что Михаил Добринец вновь подаст апелляцию на решение квалификационной коллегии судей. Для этого у него было десять дней. "Да, оно будет обжаловано им, это несомненно. Если решение коллегии останется в силе, то уже не генпрокурор, а председатель следственного комитета при Прокуратуре РФ решит вопрос о привлечении его к уголовной ответственности", - пояснил Попов.
Положительно решив этот вопрос, председатель СКП РФ поручил следствие по делу Главному следственному управлению.
По материалам газеты "СМ Номер один".
Как рассказала мать девушки Ольга Михайловна, все началось с того, что ее 19-летняя дочь Ирина, студентка юридического факультета, приехала в родной город на месячную практику в суде. Как говорила Ирина дома, председатель суда Михаил Добринец сразу заявил ей, что не надо надеяться на дядю (который занимал должность заместителя мэра Черемхово), в продвигаться по жизни самой. Как оказалось позже, судья намекал на интимные отношения с ним.
Вечером 25 ноября 2006 года Ирина была в гостях у подруги. Девушки вышли в магазин и случайно столкнулись с судьей. Подруги поднялись в квартиру, но судья вскоре вызвал Иру на улицу. Мужчина был пьян. Он заставил ее сесть в машину, повез к зданию суда, где забрал своего помощника и его девушку. Потом вся компания отправилась за город, по дороге Иру заставили выпить коньяка.
В конце концов судья привез компанию в кафе. Ирина все время пыталась сбежать, но ей не удавалось этого сделать. У Добринца был с собой пистолет, он постоянно угрожающе вертел его в руках, а в кафе даже открыл огонь по стенам. В какой-то момент, когда Ирина снова пробовала убежать, ее догнали и начали бить. Она потеряла сознание, а очнулась от болевого шока. Мать в тот день ждала Ирину до полуночи. Родные звонили девушке на сотовый, но та не отвечала. Тогда они связались с дядей, заместителем мэра, а тот позвонил своему начальнику и личному другу - мэру Вадиму Семенову. Поздно вечером родным удалось дозвониться Ирине, и та сказала всего три слова: "Снег....Гаражи... Практика". Родственники и Семенов поехали к гаражам суда, догадавшись, что речь идет о практике в суде, которую проходила Ирина.
Как рассказал мэр города, когда они подъехали, то увидели, как из гаража выходит Добринец. Ирина стояла в гараже возле машины - раздетая и мокрая - и плакала. Ее одежда была разбросана по всему гаражу. Между судьей и отцом девушки там же завязалась драка. Их разняли, а жертву изнасилования повезли в больницу. В милицию в тот же день поступила жалоба от судьи Михаила Добринца о том, что его якобы избил мэр.
Ирина пробыла в больнице всего два дня. Несмотря на то, что все тело девушки было в синяках, имелась большая гематома под языком и была надорвана уздечка языка, врачи почему-то решили выписать ее так рано. Мать считает, что такое отношение связано с именем обидчика ее дочери. Диагноз, с которым Ирину выписали, звучал так: алкогольная интоксикация, отравление неизвестным веществом. Факт изнасилования установлен не был. По заключению врачей, ушибы и ссадины девушки не представляли угрозы для жизни, и она не нуждалась в пребывании в больнице.
На четвертый день после случившегося мать привезла дочь в Иркутск. Девушку обследовали судмедэксперты, а затем врачи областной больницы. Они посчитали нужным госпитализировать Ирину.
Инцидент получил мощный общественный резонанс. Материалы дела были вскоре отправлены в генеральную прокуратуру. Скандал обсуждали и в городской Думе. О ситуации в Черемхово был проинформирован и губернатор Александр Тишанин.