Российские ученые предлагают использовать "аэрозольный щит" для защиты от солнечного излучения. По их мнению, это позволит решить проблему глобального потепления всего за несколько лет.
Проект создания "аэрозольного щита" был разработан еще в 1974 году советским геофизиком Михаилом Будыко. По его расчетам, такой защитный слой можно было бы создать в нижней тропосфере, на высоте 10-14 км, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на директора Института глобального климата и экологии, академика Юрия Израэля.
Израэль, занимающий пост вице-председателя Межправительственной рабочей группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) при Организации объединенных наций, не считает "достаточно обоснованными и корректными" все чаще появляющиеся в прессе катастрофические прогнозы последствий нынешнего глобального потепления. По его мнению, "никаких серьезных оснований для климатической паники, связанной с происходящим с 1970-х годов прошлого века процессом глобального потепления, сегодня не существует".
При этом он признает, что хотя и не катастрофические, но все-таки существенные последствия планетарного потепления действительно имеют место. Так, за ХХ век, отмечается в очередном докладе МГЭИК, температура воздуха на планете выросла в среднем на 0,6 градусов, а уровень мирового океана повысился на 20 сантиметров.
Если так пойдет и дальше, полагает один из соавторов доклада МГЭИК, профессор того же института Сергей Семенов, в нынешнем столетии "уровень океана возрастет до полуметра, рост средней температуры может составить от 1,5 до 4 градусов Цельсия, но скорее всего будет где-то между двумя этими крайними значениями".
С наибольшими осложнениями в этом случае, столкнется население прибрежных низменностей, прежде всего в Юго-Восточной Азии и Африке, полагают эксперты МГЭИК. При этом производство продовольствия за XXI век будет нарастать при умеренных сценариях развития событий (1,5-2,5 градуса прироста температуры). При маловероятном более высоком темпе планетарного потепления производство зерновых и продовольствия, в целом, начнет снижаться.
Как полагает Израэль, меры по ограничению суммарной эмиссии парниковых газов, предусмотренные Киотским протоколом, "вещь, наверное, полезная, но не очень эффективная и супердорогая".
По оценкам МГЭИК, для стабилизации глобального климата при помощи системы торговли квотами на выброс парниковых газов потребуется "затратить до 18 триллионов долларов в течение ста лет".
При этом механизм аэрозольного воздействия на атмосферу, уверен академик, "на два-три порядка дешевле, столь же эффективнее по времени, а при необходимости может быть легко остановлен или запущен в обратную сторону".
По предварительным расчетам, для понижения атмосферной температуры на градус достаточно распылить порядка миллиона тонн аэрозолей, для чего "достаточно перевести часть высотного авиапарка на высокосернистые виды топлива".
Одновременно ученый отметил, что изменения климата могут привести к исчезновению 20-30 процентов растений и животных. "Риск сокращения численности животных и растений возникнет, если средняя глобальная температура повысится на 1,5-2,5 градуса", - сказал он.
Как рассказал представитель института географии Российской академии наук (РАН), профессор Андрей Величко, "предполагается, что в средних широтах (в районе Москвы, Вологды) потепление повлечет отсутствие отрицательных температур зимой".
В результате, по его словам, пострадают ели, которые традиционно являются символом Нового года. "Это дерево не приспособлено к тому, чтобы не переживать отрицательные температуры зимой", - уточнил Величко.
"В целом, - сказал профессор, - изменения климата приведут к разладу между растительностью, почвами и животными". "Даже при повышении на 2-3 градуса температуры океана в тропиках будут вымирать коралловые рифы, следовательно, будет меняться цепь питания внутри этих систем, - добавил Величко. - Это приведет к тому, что на островах на 25 процентов уменьшится видовой состав птиц".
"Уже установлено что за последние десятилетия количество белых медведей сократилось с 1200 до 940 в зоне Гудзонова залива, - свидетельствует биолог. Это связано с тем, что там очень рано начинается теплый сезон, быстро тают льды, меняется экосистема, в которой привык жить белый медведь".
"То же самое, несомненно, ожидает нас и в зоне Северного ледовитого океана", - добавил он. Однако, уточнил Величко, "в средних широтах резких изменений в состоянии видов животных не стоит ожидать".