Глава МИДа РФ Сергей Лавров призвал общественность "не устраивать истерики", высказавшись на пресс-конференции по итогам переговоров со своим финским коллегой Эркки Туомиойя
Russia Today

После оглашения в минувшую пятницу приговора участницам группы Pussy Riot, совершившим "антипутинский панк-молебен" в храме Христа Спасителя, в обществе не утихают дискуссии о правомерности судебного решения, видные политики и деятели культуры, в том числе западные, высказываются за и против вердикта Хамовнического суда. На этом фоне глава МИДа РФ Сергей Лавров призвал общественность "не устраивать истерики", высказавшись на пресс-конференции по итогам переговоров со своим финским коллегой Эркки Туомиойя, передает "Интерфакс".

"Напомню тем, кто пытается представить дело таким образом, что будто у нас суд принимал решение не независимо, накануне оглашения вердикта и президент РФ выступил в пользу того, чтобы проявили снисхождение к этим девушкам, аналогичную позицию заняло и руководство РПЦ", цитирует Лаврова "Интерфакс". По его словам, в любом случае судебные процедуры никто не отменял, и есть возможность апелляции. Глава МИДа призвал не делать "каких-то скороспелых выводов и тем более устраивать какие-то истерики".

Высказывание Лаврова стало ответом на просьбу прокомментировать мнение, что приговор по делу был несоразмерным совершенному участницами Pussy Riot поступку.

Кроме того, глава МИДа рассказал, какое наказание установлено в других странах за богохульство в храмах: в Германии предусмотрено до трех лет лишения свободы, в Франции - два года, в Австрии - полгода. Он отметил, что, насколько ему известно, в Финляндии за богохульство в храмах могут дать два года. При этом Лавров напомнил о приговоре, вынесенном в Израиле мужчине, принесшему отрубленную свиную голову на Храмовую гору, - он был приговорен к двум годам заключения.

Напомним, в пятницу Хамовнический суд приговорил Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич к двум годам колонии общего режима. Адвокаты обещали обжаловать приговор.

Чем грозит богохульство в других странах

Газета "Взгляд" в понедельник приводит интересную подборку санкций за преступления, подпадающих под оскорбление веры, в разных странах. Подборка если не оправдывает жесткий приговор судьи Сыровой, но составляет впечатление, что в других странах такое тоже может случиться.

Так, самое жесткое наказание предусмотрено в странах ислама - вплоть до смертной казни. В государствах, где основной религией является христианство, наказание, конечно, куда мягче: некоторых штатах США действуют законы, по которым нельзя входить в здание, где проводится служба, с целью прервать его ход - за это грозят арест на срок до 93 суток, или штраф 1000 долларов, или обязательные работы на 80 часов. В 2011 году житель Шотландии был приговорен к восьми месяцам тюрьмы за опубликованные в интернете оскорбления в адрес католиков.

В Польше скандальная артистка Дорота Рабчевска могла быть заключена в тюрьму на два года за слова о том, что Библию написали "любители покурить травку и выпить", однако отделалась штрафом, эквивалентным примерно 1,5 тыс. долларов. То или иное наказание за богохульство предусмотрено во многих светских странах, в том числе Австралии, Бразилии, Греции, Ирландии, Италии, Новой Зеландии, Нидерландах и ряде других.

Однако обозреватель "Эксперта", вступая в полемику с МИДом, публикует свою подборку аналогичных событий.

По его оценке, МИД России выборочно или искаженно пользуется статьями УК в своей полемике. В Австрии, например, ни о каком тюремном заключении в случае, аналогичном казусу Pussy Riot, речь бы даже не заходила.

В 1997 году в одной из главных католических святынь Германии, Кельнском соборе, обнаженная пара забралась на алтарь, в то время как фотограф ее снимал. Троица была выпровождена из собора, впоследствии суд приговорил фотографа к штрафу в 1500 евро (в пересчете с тогдашних марок) и к четырем месяцам условного заключения. Модель-мужчина заплатил штраф 1800 евро, модель-женщина получила предупреждение.

В 2009 году в баварском городке Мемминген фотограф-любитель сделал фотосессию с обнаженной подругой в помещении церкви, когда в ней не было прихожан. Прихожанин, наткнувшийся в интернете на выложенные фотографии, испытал моральное потрясение и обратился в полицию - в итоге фотограф заплатил штраф в размере 1800 евро, а модель - штраф в размере 900 евро.

В 2010 году в религиозной Баварии молодой полицейский уединился со своей подругой на балкончике музыкантов и прямо во время богослужения занялся сексом, громко при этом крича. Виновник срыва богослужения был вынужден заплатить штраф в размере 8400 евро.

Австрийское правоприменение еще более мягко. Например, в 2009 году в австрийском округе Гмюнд был полностью оправдан мужчина, громкими криками прерывавший богослужение и указывавший священнику на его ошибки.

Наверное, единственным случаем за последние годы, когда срыв богослужения окончился для виновников настоящей тюрьмой, был случай немецкого профессионального провокатора Кристиана Арнхольда, приговоренного в 2004 году к пяти месяцам тюрьмы за то, что он сорвал праздничную службу в соборе города Эрфурт. При этом надо учесть, что до этого в течение двух лет он в том же 2004 году регулярно срывал богослужения в самых разных церквях. В числе прочего Арнхольд разбил церковную утварь в соборе святой Хедвиги в Берлине на сумму 10 тысяч евро, а также разбросал по полу содержимое дарохранительницы. В том же году Арнхольд сорвал по крайней мере одну похоронную процессию. За все эти нарушения Арнхольда приговаривали к денежным штрафам. Выйдя из тюрьмы, уже в 2005 году Арнхольд снова сорвал богослужение - теперь в соборе Берлина, за что был приговорен еще к 10 месяцам тюрьмы. Таким образом, даже при многократных рецидивах и повторных приговорах суммарный срок заключения Арнхольда все равно оставался существенно ниже, чем срок заключения каждого из членов Pussy Riot.

Немецкое право также куда более либерально и к критическим высказываниям в адрес церкви и церковных лидеров. Так, в феврале 2012 года берлинский суд полностью оправдал блоггера Йорга Кантеля, обвинявшегося в нарушении ст.166 УК ФРГ (оскорбление верующих) за то, что назвал католическую церковь "сектой педофилов. Суд решил, что слова Кантеля находятся в рамках общественной дискуссии о том, насколько открыто католическая церковь реагирует на дискуссию о преступлениях священников в отношении детей.

В 2010 году прокуратура Франкфурта отказалась возбуждать уголовное дело по обложке журнала Titanic - на ней был изображен священник католической церкви, склонившийся лицом к, как точно описала прокуратура юридическим языком, "генитальной области распятого Иисуса". Обложка также обыгрывала общественную дискуссию о проблемах педофилии в католической церкви.

В немецкой реальности Pussy Riot даже при самом плохом раскладе грозил был штраф в несколько сотен евро, а вполне возможно, что их действия были бы расценены как часть общественной дискуссии и вообще были бы признаны ненаказуемыми. В любом случае для того, чтобы всерьез попасть в тюрьму в Германии, Pussy Riot нужно было бы приходить в храм Христа Спасителя много лет подряд и раз за разом упорно мешать богослужению, нанося материальный ущерб и срывая религиозные действия, утверждает "Эксперт".

Вместе с тем религиовед и историк Константин Михайлов полагает, что при оценке судебного решения по тому или иному вопросу внутри страны было бы неправильно ориентироваться на традиции судебной практики в других странах. Говоря о выступлениях украинской группы Femen перед стамбульской мечетью Агья София и на колокольне храма Святой Софии в Киеве, он полагает: "Вообще, если бы эти барышни выступили в священном месте какого-нибудь каннибальского племени Океании, то в Океании их съели бы. Но оправдывает ли это нашу жестокость по отношению к этим девушкам? На мой взгляд, нет", приводит его слова издание "Взгляд".

Напомним, в Хельсинки на прошлой неделе после попытки профессора мировой политики Хельсинкского университета Тейво Тейвайнена повторить акцию Pussy Riot у столичного православного Успенского собора против него подан иск в полицию. По словам финского пророссийского активиста Йохана Бекмана, "если Генпрокуратура предъявит обвинения против профессора, ему грозит лишение свободы до двух лет".