Президент РФ Владимир Путин предложил освободить Юрия Чайку от должности генерального прокурора в связи с переходом на другую работу
Генеральная прокуратура Российской Федерации
 
 
 
43-летний генерал-лейтенант юстиции Игорь Краснов расследовал ряд громких уголовных дел
Следственный комитет Российской Федерации
 
 
 
Чайка возглавлял Генпрокуратуру с июня 2006 года. Источник РИА "Новости" в аппарате Совета Федерации сообщил, что верхняя палата рассмотрит освобождение Чайки с поста генпрокурора и назначение на этот пост Краснова 22 января
АГН Москва / Сергей Киселев

Президент РФ Владимир Путин предложил освободить Юрия Чайку от должности генерального прокурора в связи с переходом на другую работу и предложил Совету Федерации назначить новым генпрокурором замглавы Следственного комитета Игоря Краснова. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Кремля.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко уточнила, что на 21 января запланировано совместное заседание двух профильных комитетов верхней палаты - по конституционному законодательству и государственному строительству и по обороне и безопасности. "В случае одобрения вопрос о назначении генерального прокурора будет вынесен на ближайшее заседание Совета Федерации 22 января", - сказала Матвиенко.

По данным источника "Открытых медиа", близкого к Генпрокуратуре, уход Чайки связан с его возрастом. По действующему законодательству глава надзорного ведомства может занимать свой пост до 70 лет. Чайке в мае 2020 года исполнится 69 лет, он руководит Генпрокуратурой дольше всех своих предшественников - с июня 2006 года. По словам собеседника издания, за это время у руководства страны не было к Чайке существенных претензий, но в последние годы он в основном занимался административной работой внутри ведомства.

- Расследование ФБК о бизнес-империи семьи Чайки и связях с бандой Цапков
- Павел Чиков: "Силовики вошли в зону турбулентности"

44-летний генерал-лейтенант юстиции Игорь Краснов на посту замглавы СК курировал Главное управление по расследованию особо важных дел и Главное следственное управление. Краснов расследовал ряд громких уголовных дел: убийство Бориса Немцова, покушение на Анатолия Чубайса в 2005 году, дело националистического движения БОРН, убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой в 2009 году, дело "белгородского стрелка" Сергея Помазуна, убийство судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, хищения на строительстве космодрома "Восточный".

Краснов также курировал работу российских следователей в Сирии, расследование дел в отношении представителей власти, в том числе экс-губернаторов Александра Хорошавина, Никиты Белых и Вячеслава Гайзера, и экс-министра экономразвития Алексея Улюкаева.

В мае 2015 года Краснов возглавил новую структуру в Следственном комитете, в которую вошли лучшие следователи ведомства. Подразделение было создано из числа следователей при председателе СКР Александре Бастрыкине. Краснов является заместителем главы СК с 2016 года. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, отмечен Почетной грамотой президента РФ.

По данным "Открытых медиа", в феврале 2016 года Краснова рассматривали в качестве кандидата на пост главы управления СКР по Чеченской Республике, а также называли его возможным преемником Бастрыкина.

The Bell отмечает, что СКР и Генпрокуратура редко меняются кадрами из-за застарелого конфликта между ведомствами и назначение Краснова - явное исключение из этого негласного правила.

В недавнем интервью "Коммерсанту" Краснов назвал ограбление основным мотивом убийства российских журналистов Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко в ЦАР. Родственники погибших после этого заявили о недоверии Следственному комитету, так как никаких доказательств в пользу версии об ограблении и конкретных имен виновных названо не было. При этом СК игнорирует данные независимых расследователей, которые уверены, что к гибели журналистов причастны бойцы ЧВК Вагнера.

Руководитель Международной правозащитной организации "Агора" Павел Чиков отметил, что адвокаты "Агоры" неоднократно пересекались с Красновым, представляя интересы потерпевших по неонацистским делам. "Как глава следственной группы по этим делам оставил хорошее и личное профессиональное впечатление. С уверенностью можно утверждать, что зачистка 10 лет назад Москвы от неонацистского вооруженного подполья, на руках которого были десятки убийств, во многом результат работы Краснова", - пишет Чиков.

Расследование ФБК о бизнес-империи семьи Чайки и связях с бандой Цапков

В 2015 году Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) выпустил большое расследование о бизнесе и активах сыновей генпрокурора - Артема и Игоря Чайки. Сотрудники фонда выяснили, что Артем, чьи фотографии практически невозможно найти в интернете, владеет гостиницами Pomegranate и Potidea Palace Hotel на греческом полуострове Халкидики. Один только ремонт Pomegranate стоит от 25 до 29 млн евро. В документах на эту гостиницу Чайка назван "резидентом Швейцарии". У сына генпрокурора обнаружилась там недвижимость.

ФБК также узнал, что у Артема Чайки есть вилла на берегу моря в Халкидики с видом на гору Афон. Кроме того, Фонд заподозрил Чайку в незаконном захвате Верхнеленского пароходства, госпредприятия в Иркутской области, и выведении из госсобственности "как минимум 12 судов класса "река - море". США в 2017 году внесли Артема Чайку в санкционный "список Магнитского".

Также в расследовании фигурирует Ольга Лопатина, бывшая жена заместителя генпрокурора Геннадия Лопатина, которая, как оказалось, была соучредителем ООО "Сахар Кубани" вместе с Натальей Цеповяз и Анжелой-Марией Цапок. Еще одним партнером Лопатиной оказалась жена бывшего начальника управделами Генпрокуратуры Надежда Староверова. Ее супруга Алексея Староверова отстранили от должности, когда выяснилось, что в принадлежащем его родственникам доме в качестве охраны и прислуги работали члены "банды ГТА". Также в доме нашли склад оружия и боеприпасов.

Отдельная часть расследования посвящена младшему сыну генпрокурора Игорю Чайке, зарабатывающему на господрядах по всей стране. Он также является владельцем самой известной мусорной компании в России "Хартия".