Президент России Владимир Путин в среду в Екатерининском зале Кремля впервые созвал Совет при главе государства по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
"Московский комсомолец" приводит подробности встречи Владимира Путина с правозащитниками. Президент вошел в Екатерининский зал Кремля с букетом из девяти красных роз. Направился прямиком к председателю Московской Хельсинкской группы Людмиле Алексеевой и произнес: “Хочу поздравить c днем рождения нашу коллегу”.
Глава государства считает, что это заседание "вполне можно рассматривать как продолжение диалога с Комиссией по правам человека, где совместная работа проходила в регулярном режиме".
Россия не допустит финансирования из-за рубежа политической деятельности общественных организаций, заявил на этой встрече Владимир Путин. "Ни одно уважающее себя государство этого не допускает, и мы не допустим", - сказал президент РФ.
"Мы против финансирования из-за рубежа политической деятельности (общественных организаций - ред.) в России. Категорически возражаю", - отрезал Путин.
- Реакция политиков и политологов
- Даже программные выступления Путина не обходятся без нападок на правозащитников
- Власть создает свои правозащитные организации
- Президент узнал, как работать с правозащитниками, на службе в КГБ в конце 70-х
- Путин займется проблемой гражданского общества в Белоруссии
- США выделят 43 миллиона долларов на поддержку демократии в России
Заседание Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека началось на самой благостной ноте. Однако по мере выступления собравшихся Путин начал заводиться и в конце концов взорвался, пишет "МК".
По словам российского президента, ему докладывали о том, что "деньги выделяются из-за рубежа на конкретную политическую деятельность в России", причем на чувствительных направлениях. "Мы понимаем, кто платит - тот и музыку заказывает", - сказал Путин. Подробностей он не сообщил, отмечает Reuters.
При этом Путин призвал участников встречи самим решать внутриполитические проблемы в государстве, сообщает РИА "Новости". "Давайте мы свои внутриполитические проблемы будем здесь сами решать", - сказал президент РФ.
Владимир Путин не против создания грантов для общественных организаций, но не хотел бы, чтобы их воспринимали как "форму подкупа со стороны государства".
На встрече Путин предложил обсудить "возможности использования таких инструментов, как социальные конкурсы и гранты".
"Мы готовы, я лично готов это сделать", - сказал глава государства об учреждении социальных грантов. "Если посмотреть на те гранты, которые наши организации подобного рода получают, в том числе и за границей, на самом деле это слезы и копейки", - отметил президент. По его словам, государство готово создавать гранты для общественных организаций, но они не должны восприниматься как "форма подкупа".
Тему финансирования некоммерческих организаций подхватил президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан. "Вы сами, господин президент, поставили вопрос о деньгах. Вы ставили его еще в 2003 году, когда говорили, что правозащитные организации действуют по воле донора". Таким образом, оратор припомнил Путину его высказывание, в котором тот фактически обвинил правозащитников в получении денег от Запада и выполнении его заказов. Но если уж президент сам заговорил о грантах неправительственным организациям, то имеет смысл создать специальные бюджетные фонды, предложил Аузан, а кроме этого должны быть иные программы финансирования.
"Я не понял, о каких программах идет речь? Я не въезжаю, - честно признался Владимир Путин, пишет "МК".
"Речь идет о международной помощи", - пояснил Аузан.
"Я хочу сделать одно замечание”, - кивнул Путин и вскричал: “Я категорически возражаю против финансирования из-за рубежа политической деятельности в Российской Федерации! Мы этого не допустим! Вот Александр Александрович Жуков” (вице-премьер правительства. - ред), - произнес президент и, поняв, что сказал что-то не то, замолчал. “Александр Дмитриевич”, - поправили Путина. “Да, Дмитриевич, - согласился Путин. - Так вот, он сказал, что речь идет о финансировании политической деятельности”.
Десятки иностранных организаций, таких как Институт открытого общества, финансируемый Джорджем Соросом, ведут активную деятельность на территории СНГ с 1991 года, продвигая демократию и идею прав человека, отмечает в связи с этим Reuters.
Даже программные выступления Путина не обходятся без нападок на правозащитников
Владимир Путин регулярно поднимает тему финансирования неправительственных организаций из-за рубежа. Так в послании Федеральному собранию 26 мая 2004 года он заявил, что для части этих организаций приоритетной стала другая задача - получение финансирования от отечественных и зарубежных фондов, а для другой части - обслуживание сомнительных коммерческих интересов. "При этом ими остаются незамеченными острейшие проблемы граждан. Когда речь идет об основополагающих правах человека, ущемлении реальных прав людей, их голоса подчас неслышно", - сказал Путин. По его мнению, ничего удивительного в этом нет: "Они не могут укусить руку, с которой кормятся".
Часть своих претензий Путин адресовал непосредственно Джорджу Соросу, много лет подряд поддерживавшему общественные организации в России. В частности, в связях с Соросом было обвинено руководство Грузии. Отвечая на вопрос корреспондента грузинской телекомпании "Рустави-2" о вмешательстве России в дела Абхазии, Путин указал на имеющее с его точки зрения место зависмость грузинского рукодства от Запада: "Как вы склеили грузинское руководство и Запад, не потому ли что оно получает зарплату от Сороса?"
В 2000 году в интервью газете New York Times американский финансист Джордж Сорос сказал, что считает правление Владимира Путина "авторитарным и националистическим". Однако до 2003 года, когда Сорос свернул деятельность своего фонда в России, он говорил, что "никаких импульсов, исходящих от Кремля, одобряющих или недоброжелательных по отношению к деятельности моего фонда в России", он не чувствует".
Однако настоящий скандал вызвали его заявления в феврале 2005 года, когда Сорос предложил исключить Россию из Большой Восьмерки. В интервью австрийской Die Presse (перевод Inopressa.ru) он сказал, что "в России больше нет функционирующей демократии. Нет независимых средств массовой информации, нет политической оппозиции, а юстиция находится в зависимости от власти. Россия сделала шаг назад... Поэтому Россия больше не должна быть членом "Большой восьмерки".
Вскоре на пресс-конференции в Киеве Сорос обвинил Владимира Путина в том, что он советовал Леониду Кучме и Исламу Каримову применить силу против демонстрантов: "Мы знаем, что был прецедент, когда президент Путин посоветовал президенту Кучме открыть огонь по людям во время оранжевой революции. К великому счастью, президент Кучма этот совет не принял".
В мае 2005 года эта ситуация повторилась в Узбекистане: "Президенту Каримову Владимир Путин посоветовал то же самое, - сказал Сорос. - Тот воспользовался советом, и в результате мы имеем крупнейшую резню в новейшей истории".
Деньги на неправительственные общественные организации в России выделяются в основном из США. Так, американцы решили направить на поддержку демократии в России в 2005 году на два миллиона долларов меньше, чем в 2004-м.
"В 2005 году мы израсходуем примерно 43,4 миллиона долларов для содействия демократии в России, из которых более 11 миллионов долларов предназначаются на программы по главенству закона", - говорится в распространенном в начале июня сообщении госдепартамента. По данным информационной службы госдепартамента США, в 2004 году на программы развития демократии в России было выделено 45,43 миллиона долларов.
Государство создает свои правозащитные организации
Между тем, судя по всему, государство решило финансировать не только общественные организации, но и правозащитные. В Москве создается новая общественная организация, претендующая на статус правозащитной. Она не столь многочисленна, как прокремлевское движение "Наши", пишет "Независимая газета", но также организована государством и финансируется крупным бизнесом. Организация под названием "Сопротивление", объявлена ее основателями государственной. В её оргкомитет вошли экс-советник по общественным связям мэра Москвы Ольга Костина, художественный руководитель театра "Модернъ" Светлана Врагова и бывший следователь МВД, а ныне член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Алексей Александров.
Ольга Костина, пишет "НГ", известна широкой публике как "потерпевшая" и свидетель обвинения по делу Ходорковского и Лебедева. Народная артистка Светлана Врагова тоже позиционирует себя как жертва ЮКОСа.
Реакция политиков и политологов
Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов не исключает, что намерение президента России не допустить финансирования из-за рубежа политических и общественных организаций страны отчасти связано с опасениями повторения событий, имевших место в ряде государств СНГ.
"Этого нельзя исключать, ведь финансирование всех известных событий происходило из-за рубежа", - сказал Никонов в среду "Интерфаксу".
При этом он отметил, что "уже были определенные проблемы с деятельностью организаций в России, финансируемых из-за рубежа - например, фонд Сороса".
Кроме того, Никонов обратил внимание, что "официально США уже выделили 58 млн. долларов для российской демократии".
"Безусловно, их распределение планируется производить через общественные организации", - резюмировал Никонов.
Между тем заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Иваненко связывает заявление Владимира Путина с дальнейшим ужесточением внутренней политики.
"Я думаю, это связано с тем, что политический курс по-прежнему направлен на ужесточение внутренней политики, на сохранение только лояльных власти организаций", - сказал Иваненко.
При этом он отметил, что в России на протяжении уже многих лет "существуют тысячи организаций, которые получают зарубежные гранты".
"Я не хотел бы выделять кого-то из них, но со многими "Яблоко" сотрудничает, и их роль безусловно позитивна", - сказал Иваненко.
"Наверное, власти пора давно перейти от голословных обвинений и высказаться более предметно, кого именно она считает виновным и в чем", - сказал Иваненко.
Вместе с тем он выразил сомнение в том, что стремление не допустить финансирования общественных организаций из-за рубежа связано с опасением повторения украинских событий в России.
"Я не думаю, что причина в этом. Если рассуждать таким образом, то под финансирование из-за рубежа можно подвести какие угодно события. Это все равно, что говорить, что 100 человек ели огурцы и все они умерли - значит они умерли от того, что питались огурцами", - заметил Иваненко.
Со своей стороны независимый депутат Госдумы, один из лидеров Республиканской партии России Владимир Рыжков заявил, что высказывание президента РФ по поводу недопустимости финансирования из-за рубежа политической деятельности общественных организаций является "признаком авторитарной политики" и "эту песенку пели все диктаторы".
При этом в интервью журналистам в среду он обратил внимание на то, что те структуры, которые действительно занимаются политической деятельностью в стране, а это политические партии, по закону не вправе финансироваться из-за рубежа. "Может быть президенту об этом не докладывали", - заметил Рыжков.
Что же касается фондов и общественных организаций, то эти структуры, в соответствии с их уставами, политической деятельностью не занимаются; они просто не вправе это делать, отметил депутат.
В то же время он пояснил, что эти фонды и организации могут участвовать в мониторинге выборов, равно как и в мониторинге ситуации с правами человека, свободой слова, демократией в России. Это, заметил Рыжков, относится и к деятельности зарубежных фондов, которые изучают ситуацию в нашей стране, таких как Fridom House и Human Rights Watch.
По мнению Рыжкова, именно это направление деятельности такого рода структур раздражает власть. По его мнению, все сказанное сегодня может привести к "изгнанию из страны международных общественных организации, которые могут, например, вскрыть факты фальсификации на выборах".
Президент Института национального проекта "Общественный договор", профессор Александр Аузан заявил, что президент РФ Владимир Путин, говоря о недопустимости финансирования из-за рубежа деятельности общественных организаций, имел в виду исключительно политическую деятельность.
"На встрече с нами (членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, который возглавляет Элла Памфилова) речь шла о недопустимости финансирования из-за рубежа только политической деятельности общественных организаций.
По сути, президент логично провозгласил то, что закреплено российской Конституцией, и никоим образом не имел в виду запрет финансирования некоммерческой деятельности", - сказал Аузан в среду "Интерфаксу".
Между тем, он отметил, что во время обсуждения вопроса о финансировании некоммерческой деятельности общественных организаций рассматривались варианты как бюджетных, так и частных фондов.
"Инвестиции в развитие гражданского общества могут идти по аналогии с инвестициями в экономику - они могут быть и государственными и частными, в том числе иностранными", - отметил Аузан.
В свою очередь зампредседателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Иван Мельников заявил, что в принципе он поддерживает позицию президента, касающуюся недопустимости финансирования из-за рубежа политической деятельности общественных организаций.
"В целом мы не приветствуем вмешательство иностранных государств и компаний во внутреннюю политику России", - заявил Мельников "Интерфаксу" в среду. При этом он заметил, что КПРФ "никогда не пользовалась и не пользуется такого рода финансовой помощью".
В то же время представитель Компартии заметил, что нельзя столь однозначно оценивать проблему, которую затронул президент. По его словам, столь определенно выраженная позиция "подходит для нормальных демократических стран, где, в отличие от России, на деле, а не на словах существует гарантия оппозиционной деятельности, где политические партии не выталкиваются всеми способами за рамки правового поля".
Поэтому, считает депутат, российская власть сама создала условия для финансирования политической деятельности из-за рубежа. "Если бы власть вела политику в интересах граждан, она не боялась бы влияния каких-то фондов", - сказал Мельников.
Президент узнал, как работать с правозащитниками, на службе в КГБ в конце 70-х
В своей книге "От первого лица", вышедшей накануне выборов президента в 1999 году Путин рассказывает об опыте работы спецслужб с диссидентами, к которому он приобщился еще в Петербурге, в молодые годы:
"…многие вещи, которые правоохранительные органы стали позволять себе с начала 90-х годов, тогда были абсолютно невозможны. Я для примера расскажу только одну историю. Допустим, группа диссидентов собирается в Ленинграде проводить какое-то мероприятие. Допустим, приуроченное к дню рождения Петра Первого. Диссиденты в Питере в основном к таким датам свои мероприятия приурочивали,.. с приглашением на место события дипкорпуса, журналистов, чтобы привлечь внимание мировой общественности.
Что делать? Разгонять нельзя, не велено. Тогда взяли и сами организовали возложение венков, причем как раз на том месте, куда должны были прийти журналисты. Созвали обком, профсоюзы, милицией все оцепили, сами под музыку пришли. Возложили. Журналисты и представители дипкорпуса постояли, посмотрели, пару раз зевнули и разошлись. А когда разошлись, оцепление сняли. Пожалуйста, идите кто хочет. Но уже неинтересно никому."
Впоследствии Путин никогда не признавался, что сам принимал участие в подобных операциях, но всё же считал их примером "тонкой работы": "Показывать уши (спецслужб - NEWSRU.com) считалось неприличным. Было все не так грубо".