Российские власти продолжают совершенствование уголовно-исполнительной политики в РФ, в том числе с использованием института помилования. Во вторник Дмитрий Медведев разрешил подавать прошения о помиловании осужденным, которые находятся в следственных изоляторах (СИЗО). В таком положении сейчас находятся экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель МЕНАТЕПа Платон Лебедев. Не исключено, что поправки были внесены специально для них, предположил сотрудник одной из комиссий по помилованию.
"Это пример Ходорковского, - сказал сотрудник одной из комиссий по помилованию изданию "Газета.Ru". - Это чисто его случай". По его словам, возможно, норма была введена специально для Ходорковского, поскольку осужденные, снова попавшие под следствие, редко пользуются правом просить о помиловании.
- Что инкриминируется Ходорковскому и Лебедеву по новому делу
Соответствующие изменения внесены в указ и положение о помиловании осужденных, подписанные еще в 2001 году прежним президентом Владимиром Путиным. Поправка о категории граждан, у которых территориальные комиссии по помилованию обязаны принимать прошения, является ключевой. Как объяснил чиновник администрации президента, раньше у тех, против кого проводятся следственные действия, прошения не принимали, а поправки в указ были внесены для того, чтобы и эти люди могли воспользоваться своим конституционным правом. Теперь ходатайства от них, так же как от всех остальных лиц, должны регистрироваться администрацией СИЗО в специальном журнале учета в день подачи, устанавливается в указе.
Кроме того, документ предусматривает сокращение сроков рассмотрения ходатайств по отмене или смягчению уголовного наказания для тех, кто впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, отмечает газета "Время новостей".
Согласно опубликованному на официальном сайте главы государства тексту документа, администрация исправительного учреждения должна вдвое быстрее нынешнего, то есть в течение 10 дней рассматривать полученные от осужденных ходатайства о помиловании и направлять их в территориальный орган уголовно-исполнительной системы (УИС). УИС в свою очередь в течение пяти, а не семи дней, как это было ранее, должна представить документы в местную комиссию по помилованию и проинформировать Федеральную службу исполнения наказаний. Кроме того, с 15 до 10 дней сокращается срок, который отводится главе территории для обращения к президенту по вопросам помилования. При этом глава региона и территориальная комиссия по помилованию могут потребовать от администрации тюрьмы или следственного изолятора документы и материалы, необходимые для процедуры помилования в течение недели, а не 10 дней, как это было ранее.
О том, что упрощение процедуры помилования станет еще одним шагом по совершенствованию уголовно-исполнительной политики государства, заявила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. "Президент убежден, что уголовно-исполнительная политика должна стимулировать правопослушное поведение осужденных, формировать у них уважительное отношение к человеку, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и способствовать социальной адаптации осужденных, в том числе с использованием института помилования", - пояснила Тимакова.
По словам Тимаковой, в высших эшелонах власти считают необходимым также "ускорить принятие нормативного правого акта, регулирующего вопросы деятельности уголовно-исполнительной системы и предусматривающего персональную ответственность должностных лиц ФСИН за проведение соответствующей работы с осужденными, впервые совершившими преступления небольшой и средней тяжести".
Тем временем Мосгорсуд в среду рассмотрит кассационную жалобу Ходорковского и Лебедева на отказ Хамовнического суда прекратить уголовное дело по эпизоду хищения акций "Восточной нефтяной компании", по которому истек срок давности. Вместе с ней суд рассмотрит кассацию на сохранение Ходорковскому и Лебедеву срока содержания под стражей в СИЗО.
Ходорковский и Лебедев в 2005 году были признаны виновными по семи статьям УК РФ и осуждены на восемь лет лишения свободы каждый. По новому уголовному делу они обвиняются в хищении чужого имущества в крупном и особо крупном размерах с использованием служебного положения. По совокупности этих преступлений предусматривается наказание до 22 лет лишения свободы.