Из прокуратуры уволен сотрудник, допустивший освобождение из колонии Михаила Трепашкина
Архив NEWSru.com
 
 
 
Адвокаты полковника ФСБ обратились в Европейский суд по правам человека
Архив NEWSru.com
 
 
 
19 мая 2004 года суд приговорил Трепашкина к четырем годам заключения. Под стражей он находился с 1 декабря 2003 года - более полутора лет. Согласно закону, по истечении одной трети срока наказания подсудимый может подавать заявление об условно-досрочном
Архив NEWSru.com

В Нижнем Тагиле уволен сотрудник прокуратуры, допустивший условно-досрочное освобождение из колонии Михаила Трепашкина, осужденного за разглашение гостайны. Уволен помощник нижнетагильского прокурора по надзору за исправительными учреждениями Владимир Чегодаев.

Официальная формулировка увольнения – совершение поступка, "порочащего звание сотрудника прокуратуры". Чем он опорочил столь высокое звание, неизвестно, но именно Чегодаев представлял интересы прокуратуры, когда суд рассматривал ходатайство Михаила Трепашкина об условно-досрочном освобождении, пишет газета "Коммерсант".

Коллеги Чегодаева уверены, что его уволили из-за того, что "он не смог убедить суд не выпускать на свободу Михаила Трепашкина". В прокуратуре Свердловской области увольнение своего сотрудника комментировать категорически отказались.

Защитники Михаила Трепашкина готовы отстаивать в суде интересы уволенного помощника прокурора. "Слишком сурово прокуратура обошлась со своим сотрудником, который абсолютно нормально выполнил свою работу. Считаю, что увольнение Чегодаева было незаконным, и готов защищать его интересы в суде", – заявил адвокат Сергей Бровченко.

- Хроника преследования Михаила Трепашкина

За день до своего ареста Трепашкин был в Киеве, где руководитель фонда гражданских свобод Алекс Гольдфарб уговаривал его бежать в одну из западноевропейских стран и просить там политического убежища. Для отъезда все было подготовлено, включая билеты на самолет. Борис Березовский, который говорил с Трепашкиным по телефону, предлагал помочь с устройством его семьи на Западе. Елена Боннэр тоже уговаривала его не возвращаться в Россию.

Однако Трепашкин отказался, потому что бегство в его глазах было бы равносильно признанию вины, сообщает AFP.

"В России у меня будет больше возможностей изменить положение, чем за границей. Если я убегу, то потеряю поддержку многих людей, в том числе в ФСБ, которые знают, что обвинения против меня сфабрикованы. Самое страшное я уже пережил, и дальше будет легче", - заявил Михаил Трепашкин.

В то же время местонахождение Трепашкина после повторного ареста остается неизвестным. Напомним, что Михаил Трепашкин был задержан 18 сентября в своей московской квартире. Милиционеры, зачитав Трепашкину определение Свердловского облсуда об отмене постановления о его условно-досрочном освобождении (УДО) из колонии, увезли его с собой на "Жигулях" с частными номерами. С тех пор о местонахождении Трепашкина неизвестно ни его родным, ни адвокатам.

В московском управлении Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) заявили, что "о деле Трепашкина мы, конечно, знаем, но в столичных СИЗО он, по нашей информации, не находится". Не знают ничего о судьбе Трепашкина и в колонии №13 в Нижнем Тагиле, где он отбывал наказание и куда должен прибыть после отмены постановления об УДО. Дежурный по колонии заявил, что "в списках вновь прибывших Трепашкина нет". Адвокаты полковника ФСБ обратились в Европейский суд по правам человека, а также направили запрос главе ФСИН Юрию Калинину с просьбой установления местонахождения Трепашкина.

Кроме того, адвокаты намерены настаивать на возбуждении уголовного дела по статье "Похищение человека". Адвокат Сергей Бровченко, который представляет интересы Михаила Трепашкина, уже направил заявление в Мосгорпрокуратуру с требованием возбудить уголовное дело по статье о похищении человека. "Я уверен, что милиционеры нарушают закон, – заявил Бровченко. – Согласно 75-й статье УПК, родственники осужденного обязаны быть уведомлены о местонахождении члена их семьи, а здесь уже больше суток никто не знает, где находится человек". При этом, отметил адвокат, Михаил Трепашкин "честный до глупости, и он сам бы приехал в колонию".

В чем был обвинен Михаил Трепашкин

Свердловский областной суд 16 сентября отменил решение об условно-досрочном освобождении Михаила Трепашкина и направил дело на новое рассмотрение.

"Задержание Трепашкина незаконно. Он мог быть арестован только на основании решения суда, однако кассационная инстанция - Свердловский областной суд, отменяя постановление об условно-досрочном освобождении, не избирал Трепашкину меру пресечения", - заявила адвокат Елена Липцер.

"29 августа вступило в силу решение об условно-досрочном освобождении Трепашкина. 30 августа он получил об этом уведомление и был отпущен из колонии-поселения", - сказала Липцер.

По ее словам, 31 августа прокуратура Нижнего Тагила написала заявление о восстановлении пропущенного срока для подачи кассационного представления. "Суд Нижнего Тагила удовлетворил заявление прокуратуры и 2 сентября мой подзащитный получил уведомление о рассмотрении кассационного представления в Свердловском областном суде", - отметила защитница.

Адвокаты считают, что "это представление связано с продолжением деятельности Трепашкиным". "Трепашкин публично заявил о продолжении защиты прав заключенных и возглавил новый комитет по защите прав адвокатов", - заявила адвокат.

Дмитровский городской суд 15 апреля 2005 года признал Трепашкина виновным в незаконном хранении и перевозке огнестрельного оружия. 19 мая 2004 года бывший сотрудник ФСБ за разглашение гостайны был приговорен Московским окружным военным судом к 4 годам лишения свободы в колонии-поселении. Данный приговор был обжалован в Военной коллегии Верховного суда, однако суд оставил его без изменений.

По совокупности приговоров, за разглашение гостайны и незаконное хранение оружия бывший полковник ФСБ был приговорен к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

По версии обвинения, проходя с 1984 по 1997 годы службу в КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. Во время обыска дома у Трепашкина были изъяты следственные материалы КГБ СССР, министерства безопасности РФ, ФСК и ФСБ как в письменной форме, так и на дискетах. Экспертиза признала секретными около 30 документов, в частности протоколы следственных действий по делам 1997 года, расследованием которых занимался Трепашкин.

Разглашением сведений, составляющих гостайну, следствие считает передачу Трепашкиным своему бывшему коллеге - полковнику ФСБ Виктору Шебалину - материалов-сводок прослушивания телефонных переговоров членов Гольяновской организованной преступной группировки (в них, по мнению следствия, содержались данные о методах работы ФСБ).