"Убитый" в Махачкале матерый боевик Расул Макашарипов вышел на связь
НТВ
 
 
 
Однако в пятницу на одном из сайтов чеченских сепаратистов появилось послание Макашарипова, в котором он утверждает, что слухи о его смерти сильно преувеличены
НТВ
 
 
 
Блокированным в доме в Махачкале боевикам предложили сдаться. Те отказались, а долгий штурм завершился, когда к месту столкновения вызвали танк, который сровнял дом с землей
НТВ
 
 
 
По данным очевидцев, это также преувеличение
НТВ
 
 
 
Большинство боевиков Муслима удалось арестовать или уничтожить в ходе спецопераций
Архив NEWSru.com

"Убитый" в Махачкале матерый боевик Расул Макашарипов вышел на связь. МВД Дагестана утверждало, что тело Макашарипова ("Муслима") было опознано первым среди тел пяти боевиков, захвативших в Махачкале дом, который штурмовали в течение 15 часов.

По словам начальника пресс-службы МВД Дагестана Абдулманапа Мусаева, Макашарипов возглавлял диверсионную группу, которая в течение нескольких последних лет вела в республике целенаправленную охоту на сотрудников спецслужб, и его уничтожение преподносилось как большое достижение МВД.

Однако в пятницу на одном из сайтов чеченских сепаратистов появилось послание Макашарипова, в котором он утверждает, что слухи о его смерти сильно преувеличены. "Хвала Аллаху, нахожусь в добром здравии", - заявил Макашарипов в послании, присланном по электронной почте. Пять его сообщников погибли как герои, утверждает Макашарипов, "Хвала Аллаху, 17 января этого года пятеро наших братьев-моджахедов из исламского Джамаата "Шариат" пали геройской смертью Шахидов в бою с русскими оккупационными войсками", - говорится в послании, изобилующем цитатами из Корана.

Боевик также объявил, что против моджахедов "были брошены крупные элитные спецподразделения Альфа, СОБР и т.п., использованы огнеметы, противотанковые гранатометы, привлечены вертолеты, брошены бронетехника и танки", а российские войска понесли "крупные потери в живой силе, которые они тщательно скрывают от общественности".

По данным очевидцев, это также преувеличение. Блокированным в доме в Махачкале боевикам предложили сдаться. Те отказались, а долгий штурм завершился, когда к месту столкновения вызвали танк, который сровнял дом с землей.

Расул Макашарипов (Муслим) - бывший переводчик полевого командира Хаттаба и один из лидеров террористической группировки "Джаннет" ("Рай"). По данным следствия, жертвами банды Расула Макашарипова за последние годы стали 29 сотрудников Управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом МВД Дагестана, в том числе начальник этого управления Ахбердилав Акилов. Участниками группировки также был убит министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Магомедсалих Гусаев. Большинство боевиков Муслима удалось арестовать или уничтожить в ходе спецопераций. Из активных участников банды на свободе осталось лишь трое. В октябре прошлого года за помощь в поимке Муслима МВД Дагестана объявило награду в 50 тыс. долларов. После уничтожения участников "Джаннета" Макашарипов создал новую группировку - "Джамааты Дагестана "Шариат". Новая структура имеет старые задачи: теракты против сотрудников силовых ведомств.

Операция по обезвреживанию бандгруппы продолжалась более 15 часов

Спецоперация в Махачкале началась в 7 утра. По оперативной информации, в одном из домов по 2-й Магистральной улице Сепараторного поселка находились члены банды Расула Макашарипова, а возможно, и сам главарь.

Сепараторный поселок прилегает к горе Тарки-Тау. Очень часто террористы, которых ловили в этом же районе, после совершения преступлений скрывались от преследования в горах. И на этот раз, обнаружив участников спецоперации, боевики попытались огородами уйти в сторону гор. Однако ведущая к Тарки-Тау дорога уже была перекрыта сотрудниками правоохранительных органов.

Тогда члены бандгруппы стали ломиться в частные дома, чтобы отсидеться там во время облавы. Боевикам нигде не открыли двери. В двухэтажном доме номер 38 по 6-й Магистральной улице, где оказались боевики, жили пять семей. Четыре из них приходились друг другу родственниками, еще одна семья снимала квартиру.

"Они сначала попытались зайти к нам, - рассказала Егана Абакарова, живущая на первом этаже дома. - Но у нас дверь была закрыта. Тогда они зашли к квартирантам". Никто не мог вспомнить имена квартирантов, только мальчишка сказал, что одного из них звали Шамиль.

"Все началось после утреннего намаза, - продолжает Хадижат. - Наши ворота стал ломать БТР. Я сначала не поняла, что случилось, хотела выйти и открыть ворота, но мой внук, ему два года, испугался, схватил меня и не отпускал. Поэтому я осталась дома".

"Это было где-то в половине седьмого утра, - говорит хозяйка дома Эльмира Камалова. - Они, по-моему, хотели бежать дальше, но увидели милицию и решили спрятаться в нашем доме. Мы-то сами живем на втором этаже, а на первом - наши родственники и квартиранты. Они зашли к квартирантам. Ильяса и его жену Жанну они сразу отпустили, а шестилетнюю дочь Анису оставили в доме. Потом Ильяс пошел к ним, и они отпустили Анису. После этого начался бой".

Хозяин дома Магомед Камалов в это время находился дома вместе со своей 7-летней племянницей Индирой. "Они (бандиты) влезли через незакрытое окно. Сказали, что вооружены, и схватили нас в заложники", - рассказал Магомед Камалов.

Через несколько минут здание было блокировано. Между сотрудниками правоохранительных органов и бандитами завязалась перестрелка. Боевикам удалось прорваться, но далеко они не ушли - заняли двухэтажный дом на 6-й Магистральной улице. Вскоре они отпустили заложников, передав через них свои требования милиционерам.

"Их было пятеро, - сообщил Магомед Камалов. - Они сказали, чтобы мы передали министру внутренних дел Адильгерею Магомедтагирову, чтобы им дали возможность уйти из города. Тогда никто не пострадает. А еще они просили сказать, что сдаваться не собираются".

Естественно, выпускать боевиков из дома никто не собирался. Однако после первых попыток штурма здания силовикам стало ясно, что оборону держат не рядовые бандиты, а прошедшие спецподготовку профессионалы.

Во время штурма был ранен в ногу сотрудник спецгруппы "Альфа" УФСБ Дагестана Андрей Скрябин. Чтобы вынести его из-под огня, спецназовцы бросали дымовые шашки, устраивали отвлекающие атаки. По дороге в больницу Скрябин скончался от потери крови и шока.

Вскоре штурмовики понесли новые потери. Был тяжело ранен боец группы "Альфа" Григорий Мылорищиков. Еще один альфовец Роман Масленников получил пулю в кисть правой руки.

После первых потерь штаб по проведению операции принял решение живыми боевиков не брать. Здание подожгли из огнемета "Шмель". Однако боевики сопротивляться не прекратили. Они спустились в подвал горящего дома и стали стрелять уже оттуда, используя слуховые окна и вентиляционные отверстия. Тогда к месту боя подогнали танк 136-й мотострелковой дивизии из Буйнакска, и в штабе операции журналистам сообщили: дом, скорее всего, придется сровнять с землей. Уже ближе к ночи объятый пламенем дом был разрушен танком.