В среду в старинном российском городе Чите (Южная Сибирь) гостит делегация из китайского города Хулунбуира, и эта картина наглядно отражает нынешний характер отношений между соседними державами, имеющими 4400 км общей границы. В просторном конференц-зале читинской мэрии они сидят лицом к лицу, разделенные стеной из комнатных растений: в один ряд сидят российские чиновники, в два ряда – китайские предприниматели, пишет Liberation.
Китайцы, приехавшие в сопровождении бизнесменов – это молодые люди в возрасте от 30 до 40 лет. Видно, что они готовы уцепиться за любую возможность. Принимают их миролюбиво настроенные российские чиновники. Им лет по 50 – 60, и их миссия явно заключается в том, чтобы удержать плацдарм.
С тех пор как в 1989 году открылась российско-китайская граница, в Сибирь не прекращается поток товаров, инвестиций и рабочей силы из Китая: в России даже со страхом говорят о "желтой экспансии". Но Россия получает и выгоды от этой открытости: она продает Китаю нефть и лес, а китайские капиталы помогают ей развивать этот малонаселенный край. (Перевод на сайте Inopressa.ru)
"С учетом поставок в Китай российских нефти, леса и минеральных удобрений сальдо нашего торгового баланса остается весьма благоприятным для России", – напоминает мэр Хулунбуира.
Большие перспективы. Этим утром китайцы пришли в мэрию Читы, чтобы предложить построить на российской территории завод по производству масла, лабораторию по производству кровяной плазмы, гостиницу и супермаркет по продаже китайских товаров. "Перед нами открываются большие перспективы... В вашей области мы увидели огромное пространство для торгового обмена", – с энтузиазмом говорят китайцы. Спрятавшись за растениями, русские хмурят бровями, задают вопросы, торгуются... Мэр города Анатолий Михалев отчитывает китайцев: одна из их компаний обещала построить в Чите отель класса люкс, но работы еще даже не начались. "Договор подписан, теперь нужно переходить к делу, – говорит мэр. – Потому что у нас дефицит строительных площадей". Дефицит площадей? Китайцы недоуменно переглядываются. У них плотность населения – 130 человек на квадратный километр, а на российской стороне – всего 7 человек. Вокруг Читы простираются пустынные степи. "Да, у нас дефицит площадей, – повторяет российский мэр. – Конечно, мы можем снести старые дома, но это увеличит себестоимость строительства...".
Очень встревоженная этим китайским давлением на сибирскую границу, Россия сдерживает проникновение соседей на свою территорию. Или заставляет их платить за него очень дорого. "Русскому гораздо легче приехать в Китай, чем нам – приезжать в Россию", – жалуется Ган, продающий шапки в "Летнем солнце" – небольшом торговом центре, построенном в Чите китайскими предпринимателями. "Китай – гораздо более свободная страна, чем Россия", – говорит торговец и поясняет: "Чтобы получить российскую визу, я должен иметь на руках приглашение от россиянина. Это обходится мне в 20 тысяч рублей в год".
Хуань, торговка одеждой в "Летнем солнце", сначала не хочет говорить, но потом преодолевает страх и рассказывает о своих злоключениях в России: "Мало иметь визу. Чтобы зарегистрироваться в России по всей форме, мы должны показать свидетельство о проживании, что вынуждает нас селиться в гостинице за 7 тысяч рублей в месяц. И горе китайцу, которого поймают в России без регистрации: каждый раз милиция берет с нас штраф – от 500 до 1000 рублей". Директор "Летнего солнца" Янь Синьго тоже жалуется на препоны, которые чинит ему российская таможня: "Чтобы ввозить китайские товары, теперь приходится действовать через российскую компанию. Наши товары задерживаются на таможне как минимум на 15 дней, а издержки достигают от 70 до 100% стоимости продуктов".
Герман Колов, мэр Краснокаменска, небольшого приграничного городка (где в лагере отбывает срок олигарх Михаил Ходорковский), вообще не пускает китайцев город и очень этим доволен. "Китайцы и мне предлагали построить трехзвездочный отель. Мне оставалось только поставить подпись, – рассказывает он, гордый тем, что отклонил предложение. – Я заранее знаю, что вместе с отелем в моем городе появятся сначала китайские строители, потом – китайские клиенты... А через десять лет, будьте уверены, на моем месте будет сидеть китайский мэр!"
Глава администрации Читы выступает за более конструктивный подход: "Если бы китайцы не заполонили наши рынки своими дешевыми товарами, то в 90-е годы, когда распался Советский Союз, мы ходили бы голыми и голодными, – напоминает он. – И сегодня без китайской рабочей силы мы бы ничего не построили! Российский рабочий не готов работать на стройке за копейки с 7 утра до 10 вечера, как китайцы.
"Они нас сожрут!" Китайские инвестиции приветствуются, особенно когда они помогают России осваивать свои ресурсы, а не экспортировать сырье, как она это делает до сих пор. Благодаря китайским капиталам в Читинской области скоро будет построен лесоперерабатывающий комбинат. Но на улицах Читы от людей чаще всего можно услышать фразу: "Если этих китайцев не сдерживать, они нас сожрут!"