Продажа зарегистрированных политических партий по аналогии с фирмами "под ключ" может стать доходным бизнесом в России, полагают политики и политтехнологи.
Прецедент уже есть - Ирине Хакамаде, по ее словам, предложили купить партию "под ключ". В рядах создаваемого ею "Нашего выбора" пока только 13 тысяч членов и при дефиците спонсоров достижение нового порога численности в 50 тысяч выглядит проблематичным, сообщает РИА "Новости".
"Мне предложили купить зарегистрированные структуры партии за 1 миллион долларов при условии, что сопредседателем будет их человек. А потом огласили дополнительные услуги. У них такие ценники!" - рассказала Хакамада.
Регистрация партий усложнилась с введением 50-тысячного порога численности, отсекающего от участия в выборах и в легальной политической жизни большинство существующих партийных брэндов, даже таких, как Союз правых сил с 38 тысячами партбилетов. Одновременно в стране затухают десятки проектов, созданных под амбиции конкретного человека - сейчас в списке Минюста остались 43 партии, названия многих никому ничего не говорят, а еще пять лет назад счет шел на сотни "общественно-политических организаций".
Небольшие демократические партии-аутсайдеры парламентских выборов предлагают себя почти бесплатно - но с условием покрытия их долгов перед казной за проигранные выборы. Политики уверены, что на практике такие "бесплатные" партии обойдутся еще дороже, чем создание новых.
"Как покупается избирательная база, известно. Те же технологии и те же продавцы, наверное, сгодятся теперь для покупки партийных членов. Кто-то башляет, а у нас нет денег", - сказала Валентина Мельникова, председатель пока не зарегистрированной "Единой народной партии солдатских матерей".
Депутат Виктор Алкснис публично оценил вложенные инвестиции в этот политический проект в 15 миллионов долларов, и теперь "солдатские матери" ведут с ним тяжбу.
На учредительном съезде активистки партии уверяли, что для создания их "народного проекта" хватит "куска сала, буханки хлеба и энтузиазма". Столкнувшись с новыми условиями юридического выживания партий, "солдатские матери" стали более скептичными.
"Много чудесных вещей нашли мы в этом законе. Например, до регистрации партии мы даже не можем открыть банковский счет. Как же тогда принимать пожертвования?!" - говорит Мельникова. Самый скромный политпроект "с нуля" в нынешних условиях обойдется в два-три миллиона долларов, полагают политтехнологи. При том, что ресурсов не хватает - олигархи либо политически осторожничают, либо не хотят вкладывать в либеральный проект, не сулящий дивидендов.
"Чтобы создать политическую партию, одним миллионом не обойдешься. Но как ее продать?.. Если покупать членство, то вообще-то грош цена такой партии", - считает Игорь Бунин, президент Центра политических технологий.
Но все согласны, что новый успешный проект не создать и за миллион долларов без подзабытого энтузиазма. "Если на энтузиазме, то все обойдется в копейки - один юрист, один компьютер и один подвал - вот и все, что нужно для регистрации в регионе", - сказала Хакамада.