Газета "Московские новости" провела "круглый стол". Главная тема разговора: "Совместима ли демократизация общества и призыв силовиков во власть".
Жанр поздних 80-х употребим, как выясняется, и в ранних нулевых. За столом разделились на теоретиков и практиков. Теоретики изъяснялись научно.
"Сам по себе факт пребывания военнослужащих у власти нейтрален по отношению к демократии", - заявил политолог Вячеслав Никонов.
Практики говорили предметно.
"Это государственные люди. Они готовы участвовать в управлении страной вместе с другими", - депутат Госдумы РФ Андрей Николаев.
Обнаружилось, что военные у власти беспокоят главным образом гражданских, которым кажется, что устав чужд демократии.
"Мировой опыт показывает, как правило, низкую компетентность представителей силовых структур в управлении экономикой, обществом и современной политической системой", - депутат Госдумы РФ Владимир Рыжков.
Генерал Шаманов, сейчас, правда, не генерал, а губернатор, выступил от лица всех силовиков во власти.
"Коль мы говорим о демократии, приход во власть гражданина Шаманова произошел как раз через завоевание демократии", - губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов.
Имелось в виду, что при советской власти военных и людей из спецслужб старались не допускать в политику. СССР не стало, и дорога открылась. С приходом Путина она стала накатанной.
"Я считаю, что Путин в данном случае ведет себя логично, и я убежден, что если бы президентом страны стал бы не Путин, как мы говорим, бывший сотрудник спецслужб, а, допустим, Никита Михалков, то, наверно, мы бы сейчас говорили о засилье кинорежиссеров во власти", - бывший руководитель пресс-службы СВР Юрий Кобаладзе.
Ирине Хакамаде военные у власти не нравятся категорически.
"Вот я определение выучила: военные √ это социальная группа вооруженных людей, призванных решать политические проблемы при помощи военного насилия. Вот такая профессия. Поэтому образ врага должен существовать в любом виде, в противном случае военный не знает, что делать", - заместитель председателя Госдумы РФ Ирина Хакамада.
Врагами, полагает Хакамада, военные могут считать либералов и реформаторов, последним это не сулит ничего приятного.
"Приход во власть выборным путем, путем назначения, я думаю, что на этом этапе развития нашего общества, по крайней мере, может принести существенную пользу. А дальнейшие события покажут. Все у меня", - заключил Шаманов.
С этими словами губернатор Шаманов покинул "круглый стол", остальные гости перетекли в буфетную. Хозяева поясняли, зачем все это.
"Есть проблема, куда этот свет общественного внимания направлен. И власть в зоне лучей этого света очень осторожна, она ориентируется уже на закон, на то, что скажут люди, - этого немало", - главный редактор газеты "Московские новости" Виктор Лошак.
Гостей после чая заметно поубавилось, оставшиеся дискутировали уже не так эмоционально, говорили, что погоны, должность √ не главное, важно, чтобы человек был компетентный. Большинство ораторов покидали "круглый стол" сразу после выступления, не слушая других и не входя в полемику. Но изначально от приглашения никто не отказался √ все, кого звали, пришли и выступили. И это очень показательный и в известном смысле обнадеживающий момент: демократия как возможность поговорить и чтобы за это ничего не было, устраивает всех. И журналистов, и депутатов, и военных, которые во власти.