За действия пьяного экскаваторщика, преградившего дорогу поезду, осудили лучшего московского железнодорожника
Архив NEWSru.com

У Киевского вокзала прямо на рельсах остановился экскаватор. Машинист пассажирского поезда вынужден был применить экстренное торможение. А через 10 дней железнодорожников обвинили в разбое, при этом пьяный экскаваторщик, ударивший одного из них бутылкой водки по голове, остался безнаказанным, пишет газета "Комсомольская правда". Более того, следствие игнорировало показания, неудобные для пьяницы и его начальника.

Об этом ЧП, случившемся 25 апреля 2008 года, долгое время не знал никто, кроме посвященных. За правдой железнодорожники вынуждены были обратиться в прессу - после того как заместителя начальника ТЧ-19 (филиал ТЧ-18, локомотивного депо имени Ильича) Владимира Бушкина, участника тех событий, приговорили к двум с половиной годам тюрьмы.

- Определяющий фактор - наличие папы-милиционера у фигуранта

- Кто кого избил на самом деле. Версии сторон

- Железнодорожники не теряют надежды на справедливость

Машинист с 20-летним стажем Юрий Знатнов рассказал, что, увидев перед собой экскаватор, вынужден был применить экстренное торможение.

"Водитель погрузчика глянул на меня из кабины стеклянными глазами. Я сразу понял: он то ли наркоман, то ли в стельку пьяный. Во всяком случае, его надо было срочно убирать с железной дороги, иначе он мог и под следующий состав нырнуть", - пояснил он.

О ЧП тут же доложили заместителю начальника депо Владимиру Бушкину, который только уехал с работы домой. Тем временем железнодорожники пытались убрать экскаватор с рельсов.

- Мне по рации сообщили, что он не дает проехать пассажирскому составу, - рассказывает машинист тепловоза Александр Бердияров. - Я в депо был, тут же побежал на переезд. Поднимаюсь в кабину водителя, а тот там пьяный как свинья, все лицо расцарапано. Я заметил у него за сиденьем двухлитровую бутылку пива и полбутылки водки. Стал стучаться ему в стекло, чтобы тот освободил пути.

Тракторист с трудом, но завел свою машину и стал отъезжать к депо. А затем повернул кабину и... снес Александра Бердиярова огромным ковшом! Бердияров упал на рельсы. И не выдержал - решил вытащить перепившего мужика из кабины силой.

- А тот достает ту бутылку водки и, не выходя из кабины, как вмажет меня ею по голове! - вспоминает Александр Бердияров. - Я от боли чуть сознание не потерял...

При помощи других железнодорожников водителя все-таки выволокли наружу. Через несколько минут с ним уже вел разговор подъехавший замначальника депо Владимир Бушкин. Представился, показал ему служебное удостоверение. Водитель тоже вытащил свое удостоверение и отдал его Бушкину. Так собравшиеся узнали, что дебошира зовут Олег Максаков, работает он машинистом экскаватора на строительстве моста. А на путях он застрял, возвращаясь на стройку из магазина.

- Эта стройка рядом с нашим депо ведется, - кивают в сторону моста железнодорожники. - Но вечером рабочие уже ничего не строят, а только бухают. Тракториста, видимо, послали за выпивкой.

Владимир Бушкин потащил экскаваторщика внутрь депо, в медкабинет, где машинисты всякий раз дышат в трубку перед выходом на работу. Максаков сопротивлялся, но потом его все-таки скрутили и передали в руки дежурному фельдшеру Юлии Кляйн, которая и провела процедуру. Аппарат показал высокую дозу алкоголя.

- Я в это время вызвал милицию, а своих сотрудников попросил пока забрать у Максакова ключи от экскаватора, чтобы не натворил новых дел, - рассказывал позже следователям Владимир Бушкин. - И стал дозваниваться до начальства этого горе-тракториста.

31-летний начальник Максакова, прораб Александр Алябьев, уверяет: на стройке в тот вечер он задержался из-за футбольного матча, который транслировали по телевизору, а вовсе не ждал своего подчиненного из магазина. И тем более не просил его съездить за выпивкой.

- Примерно в 20:40 мне позвонили с номера Максакова, - рассказывает прораб. - Неизвестный сообщил в грубой форме, что из-за водителя погрузчика случилась экстренная остановка поезда, поэтому меня настойчиво стали звать к локомотивному депо.

Кто кого избил на самом деле. Версии сторон

Со слов Алябьева, в назначенном месте он и его тракторист подверглись жуткому избиению. "Меня спросили, кто я такой, а потом стали наносить удары по голове и туловищу, били ногами и руками, - рассказывал Алябьев следователям. - Бушкин и Бердияров требовали деньги за экстренное торможение. Затем мне удалось уговорить их прекратить издевательства и отпустить меня. Я испытал сильную боль в колене, и у меня закружилась голова... Сел в свою машину и уехал".

Но в депо уверяют, что давить на строителей и вышибать из них деньги никому не нужно было, так как для разборок уже был вызван наряд. - Когда милиция приехала, я, как старший, сообщил им о случившемся и передал ключи, телефон, удостоверение Максакова, - рассказывал Владимир Бушкин. - И мы поехали в дежурную часть ЛОВД на станции Москва-Киевская.

В дежурной части со всех взяли объяснительные и распустили по домам. Но через четыре дня Алябьев и Максаков написали заявления, в которых обвинили железнодорожников в избиении. А еще через шесть суток в милиции появились новые заявления от тех же "пострадавших", по которым Бушкин и Бердияров уже проходили... как грабители.

- Когда я пришел в себя, то обнаружил, что из кармана комбинезона пропали сотовый телефон, удостоверение и ключи от погрузчика, - заявил водитель экскаватора. - Кроме того, с шеи была сорвана золотая цепочка стоимостью 20 тысяч рублей!

Правда, потом Максаков выяснил, что мобильник, ключи и удостоверение ему вернули в милиции. Но откуда у пьющего тракториста золотая цепочка стоимостью в 20 тысяч рублей и почему он вспомнил о ней только через 10 дней, задаются вопросом железнодорожники.

Впрочем, это не последняя странность в этом деле. В тот же день работники депо написали ответные заявления, в которых рассказали, как пьяный Олег Максаков бил бутылкой машиниста Александра Бердиярова и ударил в грудь Владимира Бушкина. Но эти заявления следствие проигнорировало.

- Прошло пять месяцев после того экстренного торможения, и нас впервые вызвали к следователям, - удивляется машинист Юрий Знатнов. - Но, когда мне сказали, что Бушкина и Бердиярова обвиняют в избиении, да еще и ограблении этого тракториста, я ушам не поверил!

- Нас осторожно предупредили, что папа Алябьева служит в МВД, - говорит сестра Владимира Бушкина Людмила Чешкун. - Да и сам сыночек - бывший милиционер. Мол, сопротивляться бесполезно.

Правда, в биографии прораба Алябьева случайно всплыла другая, менее приятная деталь: в 2004-м ему дали два с половиной года условно за то, что он сбил человека.

А вот главный подозреваемый - 39-летний Владимир Бушкин - связями в органах, увы, похвастать не может. Он потомственный железнодорожник, заместитель начальника депо, а также аспирант Московского института путей сообщения и председатель экзаменационной комиссии. В 2006 году его даже объявили лучшим сотрудником Московской железной дороги.

Однако все эти скромные успехи не помогли ему в суде против справок Алябьева и Максакова. В январе 2009 года Дорогомиловский суд Москвы признал Владимира Бушкина виновным в разбойном нападении на строителей и приговорил к 4 годам тюрьмы (Бердиярову присудили штраф в 40 тысяч рублей). Это решение суда шокировало близких и коллег осужденного, у которого на иждивении остались пожилые родители-инвалиды и 15-летняя дочь. - Володю осудили, несмотря на то, что так и не нашли ту злосчастную цепочку! - негодуют в семье осужденного железнодорожника. - Тракторист даже вспомнить не может, кто у него сорвал ее! Следствие не захотело этого учитывать. Так же и разногласий в показаниях этой парочки. Почему-то не учли и показаний других свидетелей. Так, например, из дела выкинули протокол допроса машиниста Павла Одинцева, который в тот вечер незадолго до экстренного торможения пассажирского поезда встретился с пьяным Олегом Максаковым.

Примерно в 19:20 я увидел, как машинист трактора ударил ковшом стоящую возле забора "девятку", из которой вышли трое мужчин и стали избивать тракториста, - рассказывал Павел следователям. - Где-то через 10 минут я поехал за переезд на сдачу смены. Приехав туда, я увидел, как тот же трактор заехал на переезд перед движущимся на него составом... Это объясняет, почему лицо Максакова было расцарапано. Возможно, в этой драке с него и сорвали золотую цепочку.

Мало того, когда адвокаты железнодорожников потребовали медицинскую карту прораба Алябьева, обнаружилось, что на боль в колене он жаловался и раньше - еще до момента его предполагаемого избиения. Ему даже делали операцию. Тогда почему суд наказал невиновных?

Железнодорожники не теряют надежды на справедливость

Видимо, серьезные сомнения одолевали и самих судей. В марте Мосгорсуд отменил приговор и отправил дело на доследование. Бушкина выпустили почти на год. На судебные заседания, которые нередко откладывались, регулярно ходил и отец прораба Сергей Алябьев. Он подъезжал к суду и уезжал вместе с сыном на роскошном черном BMW.

Но 15 февраля 2010 года Владимира Бушкина снова заковали в наручники в зале Дорогомиловского суда. В этот раз ему дали 3,5 года тюрьмы. А еще через два месяца трое профессиональных судей Мосгорсуда это дело пересмотрели и скостили срок Владимиру - на год. А статью "разбой" переквалифицировали в "грабеж". - Но он и этого не заслуживает! - уверяют коллеги-железнодорожники. - Володя невиновен! Теперь дело Владимира Бушкина лежит в президиуме Мосгорсуда. В ближайшие дни там приступят к его рассмотрению. Ну а тракториста Максакова, который чуть было не угробил поезд Одесса - Москва, кстати, так и не наказали. Никто не учел, что машинист вынужден был применть экстренное торможение, которое спасло жизни железнодорожников и пассажиров. И нарушитель продолжает управлять трактором безнаказанно. Правда, уже в другой фирме - с прежнего места работы Максаков уволился.

Определяющий фактор - наличие папы-милиционера у фигуранта

- Странно, что следствие "забыло" дать ход материалу в отношении экскаваторщика, который как минимум совершил два административных правонарушения: управление транспортным средством в состоянии опьянения и нарушение правил движения через железнодорожные пути, каждое из которых влечет лишение водительских прав, - заявил Олег Павлович, президент коллегии адвокатов "Павлович и партнеры". "Наличие папы-милиционера у одного из фигурантов дела является определяющим фактором. Более чем уверен, что данный инцидент был раздут в уголовное дело именно благодаря родителю в погонах. Если в самых первых своих объяснениях Максаков не говорил о хищении у него цепочки, значит, скорее всего, версия ограбления родилась позже, для того чтобы выгородить прораба и его товарища, а также отомстить железнодорожникам. Видимо, разговор с железнодорожниками был не слишком чинным, допускаю даже взаимное рукоприкладство, но для наказания за это данных было мало, вот через несколько дней и возникла версия о цепочке. Кстати, как следствие и суд доказали ее наличие на шее механизатора на момент начала конфликта? И как следствие установило ее стоимость? При этом потерпевшая сторона, будучи ответственна за ложный донос о грабеже-разбое, естественно, ни при каких условиях не откажется от своих слов. В рамках объективности конфликт должен был рассосаться по следующей схеме: тракторист лишался водительских прав, а драчуны (если был обмен ударами) могли бы продолжить спор в суде частного обвинения. Если доказано, что сотрудники депо требовали деньги за экстренное торможение, с трудом, но все-таки можно порассуждать о самоуправстве. Но в любом случае по данному делу оказаться в тюрьме никто не должен был", - уверен эксперт.