Стратегические командно-штабные учения "Кавказ-2012", проходящие с 17 по 23 сентября и обеспокоившие Грузию и НАТО, являются по сути детальной экзаменовкой военной реформы. В них участвуют до 8 тысяч военнослужащих и около 300 единиц вооружения и военной техники, а одна из заявленных Генштабом целей - "проверить эффективность автоматизированных систем управления огнем, и в первую очередь - высокоточным оружием".
В частности, первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Александр Постников назвал оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-М", крылатые ракеты различного базирования, а также береговые противокорабельные комплексы "Бастион" и "Бал", пишет "Независимое военное обозрение".
Президент Владимир Путин, лично посетивший учения в день их начала, в пятницу похвалил Вооруженные силы за хорошие результаты на них и поручил представить к награждению отличившихся.
По его словам, "масштабное мероприятие прошло на очень хорошем, высоком организационном уровне, с результатами хорошими". "Войска показали слаженность и эффективность в работе. В общем, учеба проходит не зря, и все, что делается по направлению, связанному с модернизацией, с насыщением новыми системами вооружений, с применением новой тактики, с учетом новых разработок и Академии Генерального штаба, и самого Генерального штаба - все это очень полезно", - подчеркнул глава государства.
Но еще не дожидаясь итогов учений, "Свободная пресса" объявляет "полную и безоговорочную капитуляцию военной реформы". Впрочем, такая оценка основана не на ходе маневров на Юге России - они здесь ни при чем. Автор статьи подробно разбирает недавнее заявление военного источника "Интерфакса" о том, что на базе бригад постоянной боевой готовности, сформированных в ходе реформы, будут созданы усиленные общевойсковые батальоны.
В материале, озаглавленном "Бригады постоянной неготовности", обозреватель сайта делает вывод, что военная реформа под руководством главы Минобороны Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба генерала Николая Макарова вернулась к тому, с чего начиналась. В свое время они придумали переводить армию с дивизионной на бригадную систему. Объясняли это тем, что, дескать, дивизий в стране много, но существуют они больше на бумаге, а в случае чего воевать некому.
А в результате реформы, как обещали ее зачинщики, "на страже Родины от Калиниграда до Владивостока встанут полнокровные мотострелковые и танковые бригады", пишет журналист. Готовность каждой к вступлению в бой - один час. Укомплектованность личным составом - стопроцентная. В боевых машинах - полный боекомплект.
И вот теперь, спустя годы после начала реформы, Генштаб признается, что мотострелковые и общевойсковые бригады постоянной боевой готовности фактически не отвечают своему статусу - в них "некомплект личного состава составляет от 30 до 50 процентов, а также большой комплект новой боевой техники и боеприпасов к ним", - это прямая цитата источника "Интерфакса", знакомого с ситуацией.
"Особенно не хватает контрактников и военнослужащих, обладающих основными боевыми специальностями - механиков-водителей, операторов-наводчиков, гранатометчиков, - перечислил он. - Наибольший некомплект личного состава - до 50% - имеется в звене "взвод - рота". Эта картина характерна для всех военных округов", - подчеркнул собеседник агентства.
Эксперты: "Позор и провал реформы": поменяли форму, а суть осталась прежней
"Свободная пресса" обратилась за комментарием к экспертам. Бывший командующий 58-й армией (в 2004-2006 годах) генерал-лейтенант запаса Виктор Соболев заявил: то, что сейчас происходит, означает, что "военная реформа с треском провалена". Основная причина, по его мнению, - "ужасная" укомплектованность личным составом.
"Макаров говорил, что новые бригады постоянной боеготовности готовы в течение часа выйти из военных городков и приступить к выполнению боевых задач. Это полная чушь. В нашей миллионной армии сегодня не хватает порядка 300 тысяч солдат и офицеров. О какой боеготовности можно говорить?" - возмущается генерал.
"В советские годы у нас была нормальная армия численностью в 80-90 дивизий. В зависимости от операционно-стратегического направления, они были либо сокращенного состава, либо постоянной боевой готовности, укомплектованные по штатам военного времени. А сейчас мобилизационная готовность упразднена вовсе. Ликвидированы даже органы управления, которые занимались этим вопросом. В военкоматах сидят гражданские люди, которые не владеют обстановкой. Это не просто неправильно, это - преступно", - заключил он.
Соболев предложил простой подсчет. "У нас сегодня на всю страну в Сухопутных войсках всего 39 общевойсковых бригад. Бригада - это фактически бывший полк. В дивизии всегда было четыре полка. Выходит, у нас на всю Россию теперь осталось менее 10 дивизий".
Он подчеркнул, что "даже этот мизер Генштаб неспособен укомплектовать личным составом. Это полный позор и провал реформы, который привел к небоеготовности всей армии".
Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин обращает внимание, что российские военачальники, ответственные за перекройку Вооруженных сил, всегда говорят не о реформе, а о "придании нового облика армии". Это и отражает суть, считает эксперт. "Нужно стремиться к приданию не нового облика, а новой сущности Вооруженных сил. Форму мы меняем, а сущность остается прежней", - констатировал он.
Ранее бывший начальник Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск генерал-полковник Юрий Букреев также заявил "Интерфаксу", что "формирование пресловутых батальонных тактических групп на основе общевойсковых бригад постоянной боевой готовности наглядно свидетельствует о фактическом провале задачи по формированию "нового облика" Вооруженных сил".
"Самое печальное, - отметил он, - что в короткие сроки были уволены десятки тысяч наиболее подготовленных офицеров в звене "дивизия - армия", произошел разрыв поколений в войсках из-за ликвидации военных академий и военных училищ, был прекращен набор первокурсников в военно-учебные заведения. Все это и привело к деградации боевой подготовки и большим провалам в модернизации армии и флота", - подчеркнул генерал.