"За прошлый год за защитой обратились около 1,5 тысяч человек", - заявил начальник Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России Олег Зимин
mvd.ru

На защиту свидетелей российскими ведомствами, которые участвуют в соответствующей государственной программе, выделено 1,6 млрд рублей. Эта сумма расходуется в течение пяти лет, в данном случае с 2009 по 2013 год. За прошлый год при этом за защитой обратились около 1,5 тысячи человек, пишет газета "Известия" со ссылкой на начальника Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России Олега Зимина.

По его словам, большая часть этих средств уходит на оплату временного жилья (гостиниц, санаториев, квартир), которое проходящим по этой программе требуется менять порой очень часто. 700 млн рублей этих денег выделено по линии МВД России, а аналогичные подразделения есть также в ФСБ, Минобороны, Федеральной службе исполнения наказаний и даже в Федеральной таможенной службе, передает ИТАР-ТАСС.

Большая часть людей, обратившихся за особой защитой к государству – это потерпевшие. Таких за прошлый год оказалось 600 человек. Непосредственно свидетелей, которые получали угрозы в свой адрес, набралось всего 487 человек. Еще 328 обратившихся – это близкие родственники участников уголовного процесса, 135 человек принадлежат к иным категориям. "Плюс еще немногим более 400 должностных лиц, 150 из которых - судьи", - добавил Зимин.

Процесс защиты очень индивидуален, отметил представитель МВД. Однако зачастую гражданам, находящимся под госзащитой, требуются только временные меры безопасности. Реальная угроза исчезает, по его словам, с началом профилактических мероприятий. "Когда преступники видят, что против них выступает реальная сила, они предпочитают отступить", - сказал Зимин.

Между тем встречаются также люди и преступные организации, которые готовы идти до конца в достижении своих целей. Они могут попытаться выудить нужную информацию из сотрудников правоохранительных органов. "И тут включаются наши оперативные мероприятия по выявлению источников угроз и пресечению противоправных действий. При этом мы не исключаем и действий пассивных. А вообще оперативных уловок у нас много, и в комплексе они дают очень хорошие результаты", - отметил Зимин.

Между тем некоторых преступников не могут остановить никакие меры. Корреспондент "Известий" встретился с одним из участников программы защиты свидетелей, которому пришлось полностью порвать со своим прошлым, чтобы гарантировать себе жизнь.

На встречу с журналистом он пришел в черной маске, полностью скрывающей лицо, и в перчатках, чтобы не было заметно никаких личных особенностей. Он рассказал, что ему в рамках программы изменили внешность, переселили в другое место, нашли новую работу и даже устроили подставное убийство.

На месте инсценированного убийства никакой труп найден не был, а следовательно, он так до сих пор и считается пропавшим без вести. Кроме матери, о том, что он жив, из старых знакомых не знает никто. По его словам, он проходил в 2003 году по делу о биоресурсах на Дальнем Востоке, и "бывшие корефаны" еще долгое время после его исчезновения ходили к соседям и знакомым, пытаясь выяснить, где он скрывается.

Сам он подчеркивает, что в таких преступных кругах поиски ненужных свидетелей могут вестись годами, так что расслабляться нельзя. О том, кто из его бывших товарищей вышел на свободу и чем занимается, ему сообщает его куратор из МВД, чтобы не произошло случайной встречи.