Русские и китайцы учатся воевать. В этом нет ничего нового, разве только на этот раз они это делают вместе, пишет в понедельник газета Sueddeutsche Zeitung (перевод на сайте Inopressa.ru).
В эти дни на земле, на воде и в воздухе в районе от Владивостока до Шаньдуня в маневрах под названием "Мирная миссия– 2005" принимают участие десять тысяч российских и китайских солдат, продолжает германское издание.
Здесь они должны научиться вместе бороться с "международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом". Это первые совместные учения соперников, и, хотя каждый из них по долгу службы клянется, что маневры не направлены против какой-либо третьей страны, они посылают угрожающий сигнал – Тайваню и, прежде всего, Соединенным Штатам.
К непривычной картине русско-китайского братства по оружию на прошедшей неделе прибавился давно известный фактор: всегда готовый к обороне глава Кремля. Появляющийся то в летном комбинезоне за штурвалом бомбардировщика Tу-160, то на борту военного корабля "Петр Великий" в Баренцевом море, Путин, на сей раз в форме моряка, наблюдал за пуском с подводной лодки "Екатеринбург" межконтинентальной ракеты, которая 28 минут спустя в соответствии с планом разорвалась на расстоянии восемь тысяч километров, на дальневосточном полуострове Камчатка. Этот месседж тоже расшифровать легко: с Россией опять надо считаться, прежде всего, из-за ее военного могущества.
И поскольку это в какой-то степени связано с деньгами, пришлось мобилизоваться и российскому правительству. В проекте государственного бюджета на 2006 года оно выделило на оборону 668,3 млрд рублей – на 22% больше, чем в этом году. Министр обороны Сергей Иванов сообщил, что существенная часть дополнительных средств пойдет на закупку нового вооружения. И за этим тоже кроется ясный сигнал: время сокращения арсеналов позади. Россия больше не хочет, чтобы ее роль в мире определялась только хотя и ядерным, но все же ветхим советским наследием. Деньги есть. Они в большом количестве текут из сибирских нефтегазовых месторождений, и не удивительно, что президент Путин вкладывает их, в числе прочего, в вооружение.
Демонстрация силы, конечно, еще не является доказательством силы. Возможно, российскому руководству приятно нагнать на американцев немного страха маневрами "Мирная миссия". По-видимому, у Москвы с Пекином имеются общие интересы, направленные против американского влияния в Центральной Азии. Однако бывшие соперники не могут стать друзьями в одно мгновенье. Россия по-прежнему боится окрепшего Китая и знает, что не сможет догнать его, несмотря на сибирские нефтяные доходы. По американским оценкам, китайцы ежегодно вкладывают в развитие вооруженных сил 90 млрд долларов. Другими словами, медведь должен быть осторожен, танцуя с драконом.
Несмотря на путинскую игру мускулами, российская армия находится пока что не в лучшей форме и представляет опасность прежде всего для собственных солдат. Каждый год от издевательств старослужащих погибают десятки новобранцев. Некомпетентность персонала и устаревшее оборудование – это тоже большой риск. Всего несколько недель назад британцам пришлось спасать экипаж российской мини-подлодки. Россия великодушно согласилась принять чужую помощь, но ее чувство собственного достоинства было этим ущемлено. Плохо идут дела и на Кавказе. Армия все никак не установит контроль над положением в Чечне, а тут в разнос пошел соседний Дагестан.
Россия не сможет решить свои проблемы военными средствами, тем не менее, без действительно профессиональной армии многие проблемы грозят обостриться еще сильнее. Уже много лет тому назад Путин объявил о создании профессиональной армии; однако в этом плане мало что сделано. Безусловно, российские вооруженные силы нужно модернизировать, но не только при помощи денег.
Американская ежедневная газета Wall Street Journal также полагает, что реальная цель российско-китайских маневров отличается от официально заявленной.
Только в утопическом мире, который так часто пытаются выстроить в воображении китайские и российские дипломаты, совместные военные учения, на которых отрабатывается высадка морского десанта и операции по подавлению подводных лодок, могут быть названы отработкой антитеррористических операций, пишет сегодня издание.
У этих двух стран даже хватило наглости назвать свои масштабные военные маневры, которые посеяли тревогу в Азии и за которыми осторожно наблюдают Соединенные Штаты, "Мирная миссия – 2005", продолжает газета.
Несмотря на официальные заявления о том, что эти учения "не направлены против какой-либо третьей страны", как сказал один высокопоставленный китайский генерал, некоторые китайские представители недвусмысленно высказываются об истинной природе этих учений. Судя по всему, они только рады заставить Запад опасаться худшего. "Высадка десанта на морском побережье и размещение сил на море и в небе не имеет совсем ничего общего с борьбой с терроризмом, – сказал китайский военный эксперт Ни Лексионг в интервью государственному информационному агентству. – Проведение военных маневров – это ответ на усиливающиеся провокации Соединенных Штатов против Китая и России".
В последние месяцы китайские сторонники жесткого военного курса не первый раз бряцают саблями, ошибочно считая, что это усилит их позиции по вопросу Тайваня. Так, в прошлом месяце генерал-майор китайской Народно-освободительной армии Чжу Чэнху предупредил, что Китай нанесет ядерный удар по "сотням" американских городов, если американцы придут защищать Тайвань в случае военного конфликта. Это заявление было сделано несмотря на тот факт, что у Китая и близко нет достаточного количества ядерных боеголовок для осуществления этой угрозы.
Судя по всему, в подтексте сегодняшних учений – послать Вашингтону сигнал, который США должны тщательно осмыслить. Эти военные игры демонстрируют, что Россия могла бы встать на сторону Китая в любом конфликте вокруг Тайваня. "Это можно считать ответом Китая на вмешательство альянса США и Японии в проблему Тайваня", – говорит профессор Ни из Шанхайского университета.
Россия сильно заинтересована в том, чтобы подорвать американское влияние в мире, о чем свидетельствует озвученный на прошлой неделе президентом Владимиром Путиным призыв к Соединенным Штатам установить сроки вывода войск из Ирака. С этой целью Россия даже готова сотрудничать с Китаем. Так произошло в прошлом месяце, когда эти две страны подбили остальных участников шанхайской организации сотрудничества – Узбекистан, Казахстан, Киргизию и Таджикистан – сделать совместное заявление с призывом к американским войскам уйти из Центральной Азии.
Тем не менее, сама идея о том, что Россия пожертвует отношениями с Западом ради того, чтобы встать на сторону Китая в конфликте по поводу острова, в котором у России нет ни малейших стратегических интересов, является такой же недальновидной, как и недавние угрозы генерал-майора Чжу. Если даже в разгар холодной войны Сталин желал, чтобы Китай сам заботился о себе в корейской войне, то сегодняшние постсоветские лидеры России едва ли чувствуют большую склонность прийти на помощь Китаю.
Истинные мотивы Москвы очевидны: продемонстрировать во время учений российское вооружение и военную технику. Европейский союз медленно движется к отмене эмбарго на поставки вооружений в Китай, и в этих условиях Россия очень старается сохранить свои позиции как главного поставщика вооружений для Пекина.
Но за это обеим странам придется заплатить свою цену – вновь усилятся подозрения по поводу их намерений. В Японии такое бряцание оружием может только утвердить премьер-министра Дзюнъинтиро Коидзуми в мысли о необходимости усилить альянс с Вашингтоном. Даже Южная Корея, которая в последние месяцы заигрывает с Пекином, следуя стратегии президента Ро Му Хена по дистанцированию его страны от США, с беспокойством наблюдает за учениями возле своего западного побережья. Южная Корея даже направила военные корабли для мониторинга учений.
Через несколько дней эти военные игры закончатся. Но уйдет еще много времени на то, чтобы развеять подозрения, созданные этой "мирной миссией", заключает Wall Street Journal.