После того как выяснилось, что бортовой самописец бомбардировщика Су-24М, сбитого турецким истребителем, сильно поврежден, эксперты усомнились в возможности узнать координаты самолета перед атакой и информацию о нарушении границы Турции. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник, близкий к комиссии, которая занимается расшифровкой бортовых самописцев, маловероятно, что получится получить какие-либо важные данные.
"Сегодня уже очевидно, что невозможно получить достаточный объем информации из "черных ящиков" Су-24 для того, чтобы ответить на вопрос, где находился самолет в момент попадания в него ракеты, выпущенной турецким истребителем", - сказал источник агентства.
К настоящему моменту комиссия уже признала 13 из 16 бортовых твердотельных накопителей полетной информации разрушенными, что делает "практически невозможным снятие с них информации".
"С большой долей вероятности, можно утверждать, что самописец был поврежден еще в воздухе, в результате взрыва рядом с ним авиационной ракеты", - добавил он.
Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов придерживается того же мнения. "На основе имеющейся информации все-таки мы смотрим на это дело как неперспективное. Шансы получить истинную информацию очень низки", - подчеркнул эксперт.
Тем не менее надежда получить информацию с самописца после исследований кристаллов разрушенных плат на молекулярном уровне остается. "Сейчас наступает следующий этап. Это не совсем безнадежное дело. Специалисты КБ, которые занимаются производством этих изделий, должны установить, взять информацию из кристаллов уже на молекулярном уровне. Это очень тонкая научная работа, будем надеяться на результат. Но стопроцентной гарантии никто дать не может", - рассказал Смирнов. Отметим, что установленный на Су-24 бортовой регистратор полетных данных способен выдерживать ударные перегрузки до 3400 единиц и температуру до 1000 градусов по Цельсию. Смирнов полагает, что сломаться электроника в таком устройстве могла из-за совокупности факторов. "Самолет падал вертикально, на огромной скорости, при этом горел. Все это воздействует на металл самолета, на все изделия, которые находятся внутри самолета. Плюс колоссальный удар на огромной скорости. Все это и вывело из эксплуатации изделие", - сказал он.
"Еще хорошо, что вообще этот ящик сохранился. Это говорит о большой жизнеспособности изделия, о том, что самописец расположен в нужном месте. Но электронику не обманешь, потому что она не рассчитана на такие нагрузки, высокие температуры, - и это все произошло одновременно", - заключил эксперт.
Истребитель ВВС Турции F-16 сбил бомбардировщик Су-24М 24 ноября на основании того, что российский самолет, по данным Анкары, якобы нарушил воздушное пространство страны в районе границы с Сирией. В Минобороны РФ эти обвинения отметают, отмечая, что самолет находился в небе над Сирией, а границу пересек турецкий самолет. Экипаж сбитого бомбардировщика катапультировался, однако командир Олег Пешков был убит повстанцами с земли. Штурмана Константина Мурахтина спасли российские военные. В ходе операции по эвакуации летчиков боевиками был подорван вертолет Ми-8, в результате чего погиб морпех-контрактник Александр Позынич.
После этого инцидента отношения между РФ и Турцией резко обострились. Российские власти приняли ряд ограничительных мер против Анкары - запретили компаниям нанимать работников из числа граждан Турции, приостановили действие соглашения с Турцией о безвизовом режиме, ввели запрет на ввоз в РФ отдельных видов товаров из Турции, туроператорам "не рекомендовали" продавать путевки в Турцию.