Николай Кузнецов
YouTube

Арбитражный суд Томска отклонил иск компании "Транссибнефть" к пенсионеру Николаю Кузнецову, рассказавшему о чудовищном разливе нефти в районе трубопровода в Новосибирской области.

"Сначала "Транссибнефть" проиграла гражданскому активисту в Новосибирске, теперь вот в Томске", - сообщил в своем блоге в "Живом журнале" лидер общественной организации "Молодые социалисты России" Дмитрий Гудков, сын депутата Госдумы от "Справедливой России" Геннадия Гудкова.

По его словам, нефтяники "не сдаются и собираются снова судиться с Кузнецовым, на этот раз в Тюмени". "В любом случае, это серьезная победа", - пишет Гудков, отмечая, что "достигнута она во многом благодаря шумихе в прессе и усилиям блоггеров".

По словам Гудкова, его предыдущий пост с просьбой поддержать Кузнецова в его борьбе с "Транссибнефтью" собрал около 2000 "перепостов" и упоминаний в сети, огромное количнество людей отослали запрос в Генеральную прокуратуру с требованием разобраться с ситуацией и помочь восстановить справедливость.

Напомним, в апреле 2008 года на магистральном нефтепроводе Иркутск-Омск произошла авария, в результате которой на территорию Мошковского района Новосибирской области, в реку Балта и каскад прудов вылилось более 2 тысяч тонн сырой нефти. Руководство ОАО "Транссибнефть" сделало все, чтобы скрыть истинные масштабы ЧП. Не известив ни Ростехнадзор, ни МЧС, ни в другие ведомства, пробоину в трубе попросту заткнули муфтой, хотя на самом деле требовались намного более серьезные работы.

В итоге из-за неплотно закрытой задвижки в декабре того же года произошла новая авария и крупная утечка, хотя официально сообщали только о 30 тоннах разлившейся нефти.

Благодаря Гудкову и блоггерам история получила широкую огласку. Видеоролик, в котором видна фонтанирующая из-под земли нефть и последствия ее разлива, еще осенью прошлого года стал лидером YouTube, набрав за несколько дней 1,3 миллиона просмотров.

Со своей стороны Николай Кузнецов записал два видеообращения к президенту России Дмитрию Медведеву, ссылки на которые также есть в блоге Гудкова. В них он подробно рассказал об аварии и угрозе экологии. Второе обращение датировано 22 января этого года, в нем бывший нефтяник выражает беспокойство в связи с наступлением весенних паводков, когда огромное количество нефти выльется в окружающие водоемы.

По утверждению Гудкова, при проведении последней экологической экспертизы в селе Новоалександровка выяснилось, что содержание вредных веществ в местных водоемах превышает норму в 7-10 раз. Опасные для здоровья компоненты обнаружены в почве и в колодцах, откуда местные жители берут питьевую воду.

Согласно исследованию Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, концентрация нефтепродуктов в старом русле реки Балты превышает предельно допустимую более чем в 100 раз.

По словам Кузнецова, в его адрес постоянно поступают угрозы. Неизвестные уже изуродовали его автомобиль - разбили лобовое стекло, прокололи колеса и изрисовали машину свастиками, а также подбросили в почтовый ящик дохлую крысу. Также сообщалось, что Кузнецов был уволен с работы. Однако борец за экологию не отступается, заявляя, что компания совершает преступление, отказываясь ликвидировать последствия аварии.

Между тем в "Транссибнефти" утверждают, что Кузнецов, работавший начальником производственно-технического обеспечения и комплектации оборудования компании и получавший высокую зарплату, пытается своими выступлениями отвлечь внимание от собственных проступков.

Как рассказала "Комсомольской правде" начальник службы по связям с общественностью и СМИ "Транссибнефти" Наталья Гордеева, еще до того, как Кузнецов стал ярым защитником экологии, ему были предъявлены обвинения в недостаче и подлоге документов по командировочным расходам. Кроме того, в компании считают, что он увез к себе на дачу некоторое принадлежащее ей оборудование, и теперь просто "защищается методом нападения".

В связи с заявлениями Кузнецова компания "Транссибнефть" предъявила своему бывшему сотруднику иск на полмиллиона рублей за "ущерб деловой репутации", но проиграла дело сначала в столице региона, а затем и кассационную жалобу в Томске.