Основной темой последнего интервью адвоката Станислава Маркелова журналистке Анастасии Бабуровой стали изменения законодательства, принятые в рамках судебной реформы в России. Правда, разговор вышел за рамки этой темы, отмечает "Новая газета", публикуя материал в среду.
"Наши правоохранительные органы, а сейчас и законодательные боятся, что решение судов присяжных не будет соответствовать их интересам", - заявил адвокат, комментируя решении Госдумы изъять из компетенции судов присяжных дела, связанные со шпионажем, терроризмом и организацией массовых беспорядков. По его мнению, данное решение "означает отмену института суда присяжных как действенного фактора".
- Маркелов: полковник Буданов дискредитировал российскую власть, а оправдавший его суд продолжил
Он также отметил, что дела, которые относятся к категории так называемых бандитских, где как раз было больше всего нареканий к институту судов присяжных, остаются в их компетенции.
Пояснения, приведенные авторами поправок в сопроводительной записке, по словам адвоката, не содержат никаких аргументов. "Я обращаю внимание, что в европейской практике только две страны исключили госпреступления из юрисдикции присяжных - Испания и Ирландия. В соседней с Ирландией Северной Ирландии (входящей в Великобританию) были введены военное положение и прямое управление из Лондона. В Испании было де-факто введено военное положение в связи с баскским терроризмом. Что за военное положение у нас в стране, разработчики этого закона не объяснили", - сказал адвокат.
По мнению Маркелова, коллегия из трех профессиональных судей, как предполагает новый порядок, не способна гарантировать вынесение объективных решений. Судьи, как и прочие госчиновники, подчинены собственной судебной вертикали, которая в свою очередь, вписана в вертикаль власти. "Всегда есть вероятность того, что они станут руководствоваться не правовыми мотивами, а мотивами так называемых государственных или ведомственных интересов", - пояснил адвокат.
Маркелов: полковник Буданов дискредитировал российскую власть, а оправдавший его суд продолжил
Говоря об условно-досрочном освобождении бывшего полковника Буданова Маркелов высказал предположение, что в связи со спецификой Кавказского региона реакция чеченцев на это решение российского суда может проявиться не сразу.
"Там реакция может быть долговременной. И проявится позже - на Северном Кавказе никто и ничего не забывает", - сказал Маркелов. По его словам, Буданов был лицом, которое представляло российскую власть и, соответственно, его действия - это прямая дискредитация российской власти. "Сейчас эту дискредитацию продолжил суд", - добавил адвокат.
По мнению Маркелова, это может привести к утверждению мнения Северного Кавказа, что российская судебная система не работает, либо работает по "политической указке".
"В любом случае будет кратковременный взрыв общественного недовольства или длительная затаенная обида - крайне неприятных последствий не избежать", - сказал Маркелов.
Напомним, 19 января адвокат Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова были убиты в центре Москвы неизвестным киллером.
По версии следствия, убийство адвоката было связано с его профессиональной деятельностью. В частности, Маркелов, защищал права чеченской семьи Кунгаевых. Эльза Кунгаева была похищена и убита полковником Юрием Будановым в марте 2000 года в чеченском селении Танги-Чу.