Попытки швейцарской фирмы Noga наложить арест на представляемые за рубежом самолеты МиГ и Су являются абсолютно незаконными, считает доктор юридических наук профессор Всероссийской академии внешней торговли, адвокат Игорь Зенкин.
"В соответствии с российским гражданским кодексом государство не отвечает по своим обязательствам имуществом, которое находится на балансе государственных предприятий", - сказал Зенкин в понедельник.
По его словам, этого не могли не знать руководители фирмы Noga, которые до этого уже проиграли процесс по аресту парусника "Седов", который был признан незаконным.
Зенкин обратил внимание на то, что нельзя также арестовывать имущество, в отношении которого действует в соответствии с международным правом принцип абсолютного иммунитета. Это, в частности, касается военного имущества.
Отвечая на вопрос, почему российские авиастроители отказываются от представления своих самолетов на международных мероприятиях за рубежом, в частности, на авиасалоне "Фарнборо-2002", Зенкин сказал, что это объясняется целым рядом причин.
Во-первых, никто не гарантирует, что не будет предпринята очередная попытка ареста вывозимого имущества, как это имело место на парижском авиасалоне в Ле Бурже в прошлом году.
"Естественно, потом это имущество будет возвращено через суд. Но до этого к последним ноу-хау, самолетам, которые не имеют мировых аналогов, будут иметь доступ неизвестно кто", - сказал Зенкин.
Во-вторых, арест предполагает совершение определенных юридических действий и определенные финансовые затраты. Причем эти затраты несут сами организации, а не государство, сообщает "Интерфакс".
"Фирмы это понимают и не хотят рисковать. Даже если риск минимален", - говорит Зенкин.
До этого попытки наложения ареста на российское имущество предпринимались лишь в Европе и в США. Но нельзя исключать, что с подобными фактами можно встретиться и в других странах, в том числе в Юго-Восточной Азии, где в последнее время российская авиационная техника демонстрировалась беспрепятственно, сказал Зенкин. Он отметил, что наложение ареста на имущество осуществляется на основании Конвенции о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, которую подписали практически все государства мира.
Швейцарская фирма Noga по договорам с правительствами СССР и РСФСР в 90-х годах поставила продовольствия и предоставила кредитов на общую сумму около 1 млрд. долларов. Расчет производился поставкой нефтепродуктов.
В 1994 году Noga подала иск в Стокгольмский суд в связи с невыполнением Российской Федерацией своих обязательств по заключенным договорам. В феврале 1997 года суд подтвердил, что задолженность России швейцарской фирме Noga составляет порядка 23 млн. долларов. В настоящее время истец настаивает на том, что долг увеличился примерно до 70 млн. долларов.