Ленинград, 20 декабря 1942 года
Russian Look
 
 
 
Ленинград, 20 декабря 1942 года
Russian Look
 
 
 
Глотов и его коллеги выяснили, что у всех ленинградцев, выживших в блокадных условиях 1941-1943 годов, в организме присутствуют одинаковые генетические мутации, которые отвечают за особый обмен веществ
Global Look Press

Ученые впервые заинтересовались генетическим материалом людей, переживших блокаду в Ленинграде. Выяснилось, что блокадники обладали одними и теми же мутациями, которые позволили им выжить, несмотря на всевозможные лишения.

Об открытии российских генетиков стало известно после публикации в одном из июньских номеров журнала Science. Вскоре автор исследования, старший научный сотрудник НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского университета, генетик Олег Глотов подробно рассказал "Огоньку" о своих изысканиях, ставших сенсацией для ученых всего мира. Стоит отметить, что 22 июня - день, когда беседа с исследователем была опубликована, - это одна из самых трагических дат в истории. 74 года назад 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Глотов и его коллеги выяснили, что у всех ленинградцев, выживших в блокадных условиях 1941-1943 годов, в организме присутствуют одинаковые генетические мутации, которые отвечают за особый обмен веществ. "Эти люди попали в тяжелейшие условия, и была выдвинута гипотеза, что они выжили во многом благодаря тому, что их метаболизм был настроен на медленный расход энергии. Иными словами, люди смогли пережить тот страшный голод, потому что все, что они съедали, было максимально использовано организмом", - поведал ученый.

"Мы изучали ДНК, полученную из образцов крови", - пояснил исследователь. Для этого были использованы 200 образцов крови из биобанка, сбор которого был организован профессором Лидией Хорошининой. Ученые собрали образцы "у ветеранов войн, разумеется, согласно всем официальным правилам - с информированным согласием и так далее", заверил Глотов.

На примере полученного материала ученые исследовали две группы генов. К первой относятся те, что отвечают за метаболизм углеводов и липидов. "Это особые гены-регуляторы, от которых зависит работа огромного количества других генов. Они могут, например, переключать метаболизм с потребления углеводов на потребление жиров и обратно", - пояснил Глотов. Вторая группа - гены, которые находятся в митохондриях (энергетических станциях клеток. - Прим. NEWSru.com) и могут замедлять или ускорять расход энергии.

В результате оказалось, что есть связь между наличием у людей определенных генетических маркеров и тем фактом, что им удалось выжить в суровых условиях блокады. При этом ученые пришли к неожиданным для них выводам. До исследования Глотова и его коллег считалось, что чем меньше человек находился в блокадном кольце, тем больше шансов у него было выжить. "Так вот, с точки зрения генетики это оказалось не совсем так: все решила, как мы полагаем, первая блокадная зима 1941-1942 годов. Именно в этот период на генетическом уровне происходили перемены. Точнее, так: те люди, у которых они произошли, смогли в итоге выжить", - объясняет собеседник издания. При этом ученый подчеркнул, что генетика была, разумеется, не единственным фактором, влияющим на выживание.

Коллекция генетического материала была собрана на остатки президентского гранта, выделенного на изучение проблем старения. "В работе мне помогли мой научный руководитель профессор Владислав Баранов и моя ученица Ирина Полякова. А также профессор Лидия Хорошинина, которая организовала сбор биобанка", - рассказал собеседник "Огонька".

Глотов рассказал, что провести подобное исследование раньше было невозможно, поскольку ученые не располагали доступными методиками работы с генами. "А теперь, когда прошло столько времени после блокады, в работе с людьми, пережившими ее, возникает много сложностей и нюансов. Например, многие наши с вами современники уверены, что те, кто был в реальной блокаде, до наших дней просто не дожили", - посетовал ученый. По его словам, исследователи имели право требовать от тех, кто участвовал в проекте, лишь блокадное удостоверение.

Ученый также отметил, что ранее уже предпринимались попытки изучить особенности организма блокадников. Однако гены тех, кто пережил блокаду, исследовались впервые.

Спасшие блокадников гены - причина современной эпидемии ожирения

Глотов вот уже 15 лет занимается изучением генетики старения. В 2007 году он защитил диссертацию на эту тему. Одна из целей ученого и его коллег - отыскать методы борьбы с механизмом старения человеческого организма.

В настоящее время исследователи сочли наиболее эффективным признанный во всем мире способ борьбы со старостью calorie restriction - ограничение калорийности питания. "То есть пища должна поступать в достаточном количестве, содержать все питательные вещества, но при этом ее не должно быть в избытке", - пояснил Глотов. Изучить этот процесс помогло исследование генов жителей блокадного Ленинграда.

По словам Глотова, гены, отвечающие за расход энергии, отбирались у людей из поколения в поколение, и у современного человека они достаточно распространены. Именно с ними связана современная эпидемия ожирения, уверяет ученый. "Когда человек находится в постоянном движении и затрачивает колоссальные усилия для выживания", этот генетический материал работает в пользу человека, обеспечивая рациональный расход энергии. Кроме того, "эта форма генов позволяет не только замедлять расход энергии, но и повышает работоспособность, выносливость и, значит, помогает тем же спортсменам, к примеру бегуну на длинные дистанции".

Но такой вид генов может работать и против их обладателя. "Если же повышенных энергозатрат нет, то возникают ожирение, диабет второго типа и так далее. Говоря иначе, у этой мутации есть как положительная, так и отрицательная сторона: в одних обстоятельствах она может спасти жизнь, в других - привести к серьезным заболеваниям", - подытожил Глотов.

Автор исследования собирается вести дальнейшую работу по изучению генетического материала. В планах - изучение не только генов блокадников, но и потомков героически переживших войну ленинградцев. "Нам важно понять: как испытания, выпавшие на долю одного поколения, откликаются на других. И, что гораздо важнее, научиться адекватно оценивать те ресурсы, которые наш организм способен мобилизовать в крайне тяжелых условиях", - заявил Глотов.