Эксперты, комментируя неожиданно возникшее "шапочное дело" оппозиционера Леонида Развозжаева, не исключают, что его могут осудить по обвинению в разбое. При этом в связи с истечением в начале декабря срока давности по делу власти могут в ускоренном темпе провести разбирательство и суд, предсказывают источники.
Статьи, в которых излагаются подробности странного поворота событий по делу Развозжаева, в четверг приводят "Заголовки".
По версии следствия, Леонид Развозжаев 4 декабря 1997 года, проживая в городе Ангарске, "с соучастниками, вооруженными охотничьим ружьем и двумя пистолетами" ворвался в квартиру местного предпринимателя. Бизнесмена якобы избили и похитили у него видеокамеру и 500 сурковых шапок. Ущерб от налета был оценен в 95 млн неденоминированных рублей. До суда дело не дошло, хотя Развозжаева, по данным СКР, опознал один из нападавших. Как накануне сообщили в ведомстве, расследование было возобновлено по заявлению жены пострадавшего, которая якобы узнала Развозжаева по телевизору.
Источник газеты "Коммерсант" считает, что вероятность Развозжаеву сначала получить срок по обвинению в похищении меховой продукции довольно высока. Долгого расследования не потребуется, так как "все обстоятельства дела известны", отметил собеседник издания. Адвокат оппозиционера Дмитрий Аграновский опасается, что в ближайшее время его клиента этапируют в Иркутск. В свою очередь глава проекта "Росузник" Сергей Власов не исключает "самый жесткий вариант", согласно которому Развозжаеву дадут несколько дней на ознакомление с делом, после чего состоится суд.
Даже если его защите удастся доказать, что срок давности уже вышел, новое дело может испортить репутацию оппозиционера, пишет РБК daily. В частности, председатель юридической ассоциации "Агора" Павел Чиков заявил, что эта история нужна следствию для очернения Леонида Развозжаева.
Соратники Развозжаева по оппозиционной деятельности считают, что этапирование в Иркутск может быть опасным для него. Член исполкома "Левого фронта" Алексей Сахнин рассказал РБК daily, что криминальный мир Иркутской области расстроен ситуацией с фильмом НТВ "Анатомия протестов-2", где упоминается сценарий беспорядков в регионе с участием местных бандитов. Из-за этого в регионе начались нежелательные для криминалитета следственные действия, пояснил Сахнин. По его мнению, даже если бандиты не хотят поквитаться с Развозжаевым, нападение на него по этому сценарию могут подстроить.
Родные Развозжаева и он сам категорически отрицают его причастность к этому делу. Гражданская жена оппозиционера Юлия Смирнова рассказала, что в 90-е годы ее муж и предприниматель Вячеслав Скуденков продавали шапки. Не поделив что-то с компаньоном, Скуденков, по словам женщины, заявил в милицию о похищении у него сотен шапок и о своем подозрении в адрес Развозжаева. Дело было закрыто за отсутствием доказательств, пояснила Смирнова. О том, что Скуденков оговорил своего партнера по бизнесу, заявил "Коммерсанту" и брат Развозжаева Виктор.
Обезьянка с "приветом от Иваныча" напугала оппозиционера
Защита оппозиционера считает обвинения абсурдными, а "шапочное дело" - давлением на Развозжаева. В пользу этой версии, по мнению адвоката Дмитрия Аграновского, говорит и странное послание "с приветом от Иваныча", которое Развозжаев получил в камере накануне. "Леонид, знай, друзья помнят о тебе. Привет от Иваныча. Надеемся, что скоро сможем крепко обнять товарища, держись", - говорилось в открытке с изображением обезьянки. По словам защитника, такой "привет" его клиенту обещали передать похищавшие оппозиционера в Киеве сотрудники спецслужб, если тот откажется от признания по делу о беспорядках.
В интервью газете "Московский комсомолец" Аграновский заявил, что защите важно, чтобы Развозжаев до истечения срока давности 4 декабря остался в "Лефортово", ведь неизвестно, что может с ним случиться по дороге. По словам адвоката, его клиент очень подавлен в связи с новым обвинением и из-за присланной открытки. "Он не хочет никуда ехать и боится, что его снова будут пытать", - сказал Аграновский.
Координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов в интервью РБК daily заявил, что тоже считает "шапочное дело" местью СКР за отказ Развозжаева от явки с повинной, так как именно признания оппозиционера должны стать краеугольным камнем дела об организации массовых беспорядков. По мнению Удальцова, высказанному им "МК", если Развозжаев выдержит новый виток давления, то это обвинение рассыплется за отсутствием доказательств.