Бизнесмен и совладелец компании Gunvor - крупнейшего экспортера российской нефти - Геннадий Тимченко, имя которого СМИ связывают с премьером Владимиром Путиным, прокомментировал репортаж шведского телеканала SVT о его связях с российским руководством
hs.fi
 
 
 
В передаче сообщалось, что, по словам одного из знакомых с Тимченко бизнесменов, Путин и Тимченко "вместе ездили на лыжах и гостили друг у друга на даче"
Russia Today
 
 
 
Как отмечает SVT, в Швеции взлет компании Gunvor связывают с падением империи ЮКОСа, а имена руководства неизменно ассоциируются с контактами с высшими политическими кругами России
Архив NEWSru.com

Бизнесмен и совладелец компании Gunvor - крупнейшего экспортера российской нефти - Геннадий Тимченко, имя которого СМИ связывают с премьером Владимиром Путиным, прокомментировал репортаж шведского телеканала SVT о его связях с российским руководством. Бизнесмен напомнил иностранным журналистам, что уже выиграл суд в Москве против оппозиционера Бориса Немцова, который называл его "другом Путина". Впрочем, шведских редакторов это не испугало: они готовы встретиться с Тимченко в шведском суде.

Передача о компании Gunvor вышла в эфир телеканала 7 сентября. В ней, в частности, сообщается, что, по словам одного из знакомых с Тимченко бизнесменов, Путин и Тимченко "вместе ездили на лыжах и гостили друг у друга на даче". В 1998 году предприниматель организовал клуб дзюдо, в котором Путин стал почетным председателем, пересказывает радио "Свобода".

В Швеции заинтересовались компанией Gunvor, так как ее совладельцем является шведский бизнесмен Торнбьерн Торнквист (его доля, как и доля Тимченко, составляет 45%). Он считается самым загадочным миллиардером в стране. О нем почти ничего не известно, хотя его компания зарабатывает столько же, сколько Volvo и Ericsson вместе взятые.

Шведские журналисты: Ходорковский нарушил негласный договор, и его активы достались Тимченко

Как отмечает SVT, в Швеции взлет компании Gunvor связывают с падением империи ЮКОСа, а имена руководства неизменно ассоциируются с контактами с высшими политическими кругами России.

По данным телеканала, в свое время Владимир Путин, будучи президентом, собрал на встречу всех нефтяников и сказал, что не будет поднимать вопрос о том, как они завладели своими компаниями, если они не будут вмешиваться в политику. Таким образом, была договоренность, которую нарушил экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. После этого он попал в тюрьму за налоговые преступления.

Вслед за судебным процессом прошел аукцион, по итогам которого основные активы ЮКОСа были переданы госкомпании "Роснефть". Но "Роснефть" решила не экспортировать нефть самостоятельно, а большая часть нефти, которая раньше продавалась на экспорт ЮКОСом, попала в руки Gunvor.

На вопросы, каким образом такие выгодные контракты оказались в руках Gunvor, Торнквист отвечает лаконично: "Мы просто оказались в нужном месте в нужное время". При этом он неизменно делает акцент на том, что контракты они получили, так как уже имели бизнес-связи в России и могли предложить лучшие условия и выше цену за нефть, чем их конкуренты.

На вопрос о прибыли Торнквист отвечает, что доход, несмотря на более высокие траты на нефть, есть. На вопрос, из чего он складывается, бизнесмен отвечает так же лаконично: "Прибыль есть". Торнквист считает, что слухи о том, будто за юкосовские контракты были заплачены взятки, распускают бывшие сотрудники ЮКОСа.

Корреспондент SVT пыталась спросить у самого Владимира Путина про Gunvor и Торнквиста во время его пресс-конференции в Стокгольме, однако тогда возможность задать вопросы получили только два иностранных издания. Нынешний репортаж о Gunvor на SVT начинается с кадров той пресс-конференции, когда журналистка все-таки задала вопрос о Торнквисте вдогонку Путину и он его проигнорировал.

Представитель Тимченко пригрозил шведским журналистам судом

Сам Геннадий Тимченко прокомментировал сюжет шведского телевидения через своего пресс-секретаря Антона Куревина. По его словам, "Тимченко действительно знаком с господином Путиным, однако их отношения никогда не были дружескими". Куревин отметил, что "высказывания, прозвучавшие в программе, носят неподтвержденный характер и строятся на личных предположениях отдельных лиц, в частности Бориса Немцова".

"Хочется напомнить, что по ряду подобных высказываний Замоскворецкий суд города Москвы в феврале 2011 года уже вынес решение в пользу Геннадия Тимченко по иску о защите чести и достоинства", - добавил он. Напомним, что Замоскворецкий суд Москвы обязал политика опровергнуть фразу из его доклада "Путин. Итоги. 10 лет", в которой он относит Тимченко к "старым друзьям Путина".

Немцов же заявил в ответ на замечания пресс-секретаря Тимченко: "Пусть Геннадий Тимченко попробует выиграть дело против меня в любом другом суде, кроме российского". "Пожалуйста, пусть подает в суд", - заявил также соавтор сюжета SVT Фредерик Лаурин. "Конституция Швеции защищает права журналистов на свободу слова", - добавил он.

Помимо интервью с Немцовым, шведские журналисты включили в репортаж материалы из интервью с Мариной Салье. В этой части передачи утверждается, что Владимир Путин и Геннадий Тимченко могли взаимодействовать в 1991-1992 году во время программы "Нефть в обмен на продовольствие" в Петербурге. Тогда нефть уходила на экспорт с Киришского завода, где Геннадий Тимченко отвечал в то время за экспорт. В обмен в Петербург должно было поступить продовольствие, но его так и не было.

Пресс-секретарь бизнесмена пояснил, что этой программой занималась государственная компания "Киришинефтехимэкспорт", в которой работал Геннадий Тимченко. "Непосредственно Геннадий Тимченко не был вовлечен в какие-либо процессы, связанные с реализацией этой программы, и не участвовал в ней", - отметил представитель бизнесмена.

Сомнения по поводу честности бизнеса Gunvor возникают и в Европе. Так, ведущий экономист "Европейского банка реконструкции и развития" швед Эрик Берглеф, слова которого приводятся в передаче SVT, сказал: "Сложно достигнуть позиции Gunvor, не используя политические контакты или даже играя на лазейках в законе". Впрочем, в интервью радио "Свобода" он отказался конкретизировать эти предположения, заявив, что его слова были "вырваны из контекста" - речь шла "не только о Gunvor, но и о других предприятиях".