Тверской суд отказался удовлетворить три из 24 исков бывших заложников и родственников погибших в теракте на Дубровке к правительству Москвы.
Такое решение приняла судья Марина Горбачева.
Как передает "Интерфакс", суд отказал семьям Храмцовых, Карповых, а также Зое Чернецовой, которые потеряли родных в результате теракта.
В связи с тем, что многие истцы не смогли присутствовать на судебных заседаниях и дать свои пояснения, суд выделил производство по 21 иску в отдельное судопроизводство.
Судья Мария Горбачева зачитала лишь резолютивную часть решения и пока не приводила никаких обоснований вердикта.
Данное решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение десяти дней.
По мнению адвокатов потерпевших, данное решение может предрешить судьбу всех остальных исков. "Достаточно одного решения, чтобы понять, что будет с остальными исками", - заявил адвокат потерпевших Игорь Трунов.
Тем не менее, по его словам, защита намерена обжаловать сегодняшнее решение в Мосгорсуд.
В настоящее время в Тверском суде помимо 21 иска, рассмотрение которых было отложено в четверг, остается еще 37 исков бывших заложников. Их рассмотрение намечено на 10 и 13 февраля.
Процесс по 24 искам бывших заложников, которые требовали от правительства Москвы выплатить им моральную компенсацию на общую сумму 23,5 миллиона долларов, начался в Тверском суде 16 января и продолжался шесть дней. За это время суд успел заслушать показания 15 потерпевших по 11 искам. В связи с тем, что часть истцов не смогла явиться судебное заседание, суд, не дожидаясь их явки, перешел к прениям и вынес решение лишь по трем искам.
Родственники намерены обжаловать решение суда
Родственники погибших заложников, которым в четверг Тверской суд отказал в удовлетворении исков, возмущены решением суда и намерены обжаловать его в вышестоящую инстанцию.
Кроме того, они выразили свое возмущение тем, как проходил процесс. "Мы ощущали себя такими же бесправными заложниками, как наши родные, которые были на Дубровке", - сказала журналистам Татьяна Карпова по окончании судебного заседания - мать погибшего барда и автора русской версии мюзикла "Чикаго" Александра Карпова.
Она подчеркнула, что денежная компенсация для родственников погибших и бывших заложников не является самоцелью.
Такого же мнения придерживается и Валентина Храмцова, у которой погиб муж, и которой сегодня также было отказано в удовлетворении иска.
"Для меня важна не сумма, а важен сам факт признания московским правительством того, что оно несет ответственность за происшедшее. Если они не могут обеспечить нашу безопасность - пусть платят или уходят, - сказала Храмцова, отметив, - что пока никто из московских властей не подал в отставку и не признал, что не смог выполнить свою работу".
"Я хочу, чтобы правительства России и Москвы признали свою вину и сами предложили компенсацию тем, кто не подавал иски. Это необходимо, чтобы люди знали, что правительство о них помнит и заботится", - отметила Храмцова.
В четверг завершились прения сторон
В настоящее время суд завершил прения сторон, и судья Марина Горбачева удалилась для вынесения решения, передает "Интерфакс".
Ранее в суде прошли прения по 24 искам, поданным к Правительству Москвы бывшими заложниками и родственниками погибших в теракте на Дубровке.
Истцы категорически отвергли утверждения представителей Правительства Москвы о том, что оно не несет материальной ответственности за теракт, передает "Интерфакс".
Одна из истцов - Татьяна Карпова, мать известного барда, автора русской версии мюзикла "Чикаго" Александра Карпова, - выступая в суде, заявила, что ее сын погиб не в результате теракта, а при штурме здания театрального центра на Дубровке.
Она утверждает, что ее сыну не была оказана необходимая медицинская помощь. По одному из телеканалов она видела своего сына, который лежал рядом с убитыми террористами, а через него перешагивали люди. Она заявила протест суду в связи с тем, что он отказался приобщить эту видеозапись к делу.
Она подчеркнула, что именно московские власти обеспечивали медицинской помощью пострадавших при штурме и проявили при этом халатность, не предоставив необходимого количества носилок, врачей, "антидота" и не проконтролировав должным образом процесс спасения заложников. Поэтому свой иск, как подчеркнула Карпова, она адресует именно московским властям.
Родственникам погибших заложников выдали гробы, сделанные из материала, похожего на картон
В своем выступлении истица также указала на многочисленные факты бездушного отношения к бывшим заложникам и родственникам погибших со стороны различных представителей власти. Так, ей самой и многим пострадавшим, у которых погибли родные, свидетельства о смерти выдавались без указания гражданства. "Это вопиющий факт нанесения им тяжелейшей моральной раны", - сказала Карпова.
Кроме того, по ее словам, полученные бесплатно от правительства Москвы гробы для похорон были сделаны из негодного материала, напоминающего картон, скрепленный степлером. Одной из истцов - Зоей Чернецовой - предложили взять два гроба, чтобы продать их и купить нормальный. "Это издевательство и унижение", - подчеркнула мать погибшего.
Сама Зоя Чернецова, у которой также погиб сын, попросила адвокатов зачитать сообщение о том, что на восстановление мюзикла "Норд-Ост" московские власти, а также многие другие организации выделяют крупные суммы, которые исчисляются миллионами долларов. По мнению истицы, если у властей есть деньги на восстановление мюзикла, они обязаны выделить деньги и жертвам теракта.
Как заявил адвокат потерпевших Игорь Трунов, суд может вынести первое решение по искам заложников уже в четверг. Адвокат напомнил, что в слушаниях по существу суд выслушал только 15 из 24 истцов. По словам Трунова, "все истцы не смогли выступить в суде, так как не явились в суд, поскольку часть из них надлежащим образом не была уведомлена".
Правительство Москвы просит суд отказать в удовлетворении исков
Представитель Правительства Москвы Андрей Расторгуев попросил суд отказать в удовлетворении исков потерпевших в результате теракта на Дубровке. Он заявил, что Правительство Москвы не совершило никаких действий, которые могли бы причинить моральный или материальный ущерб заложникам, и "полностью снимает с себя ответственность, поскольку не давало никаких распоряжений по оказанию помощи пострадавшим, в том числе их доставке в больницы".
Как заявил ранее вице-мэр столицы Валерий Шанцев, выплаты по искам были бы возможны лишь за счет сокращения социальных программ. Он напомнил, что столичные власти "уже выполнили требования закона о борьбе с терроризмом", выплатив семьям погибших по 100 тыс. рублей, а пострадавшим - по 50 тыс. рублей.
В настоящее время в суде находится 61 иск на общую сумму около 60 млн долларов. Адвокаты считают, что решение суда по первым искам может предопределить судьбу остальных.