В России нет ни одного региона, где средства массовой информации пользовались бы полной свободой. И от года к году ситуация ухудшается. К такому выводу пришел Фонд защиты гласности, ведущий соответствующие исследования с 2006 года.
В Санкт-Петербурге на семинаре экспертов – участников проекта ФЗГ "Карта гласности" была представлена карта, которая составлялась по данным, собранным с марта 2009 года по февраль 2010-го.
Эти карты Фонд защиты гласности ведет с 2006 года. В обсуждении результатов исследования приняли участие эксперты из 10 регионов России, представители организации "Гражданский контроль" (Санкт-Петербург), журналисты.
На семинаре рассматривались варианты совершенствования методики исследования. В этом формате карта вышла в последний раз, в будущем она будет более информативна. Однако если сравнивать четыре выпущенных в 2006 - 2010 годах карты, определенную динамику изменений можно заметить. Если говорить о положении СМИ в России, то общая ситуация постепенно ухудшается. И, самое главное, за эти года в стране не возникло зон, где пресса свободна.
Итак, свободная пресса не найдена ни в одном из регионов страны.
В категорию, где пресса "относительно свободна", то есть Где какие-то характеристики свободной прессы заметны, включены 16 субъектов Федерации.
Это Республика Дагестан, Республика Карелия, Алтайский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Кировская область, Новосибирская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тверская область, Томская область, Ярославская область, Санкт-Петербург.
Относительно несвободно работает пресса (где характеристики свободной прессы едва просматриваются) в 44 регионах.
Это Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва (Тува), Республика Удмуртия, Республика Хакасия, Чувашская Республика, Республика Якутия, Краснодарский край, Красноярский край, Амурская область, Архангельская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Магаданская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, город Москва.
И несвободная пресса - в 22 регионах. Это Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Забайкальский край, Хабаровский край, Астраханская область, Белгородская область, Калужская область, Кемеровская область, Курганская область, Ленинградская область, Московская область, Орловская область, Пензенская область, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
По Чукотскому автономному округу сведений нет.
"Журналисты знают, какие темы в их редакциях запретные и за "флажки" не заходят. В ряде случаев, точно зная, что тема не будет принята в своей редакции, журналисты передают источники или даже фактуру в конкурирующие издания, где тема будет принята. Существует профессиональная солидарность и социальная ответственность, но таких примеров немного", – такая оценка относительно Карелии приводится в одном из ответов на вопросы экспертной анкеты, отметил общественно-политический журнал Карелии "Столица на Онего".
На Сахалине "материалы изданий, входящих в медиахолдинг "Губернские ведомости" (три СМИ – газета, телекомпания и агентство), просматриваются управлением информационной политики правительства области до выхода в свет".
В Красноярском крае "о свободе давно забыто. Правду можно выдать, вступив в сделку с тем, кто с этой правды получит дивиденды. Кроме материальных, есть и другие дивиденды: поддержка властей, допуск к информации, аккредитация, призы и премии в "журналистских" конкурсах", сообщает медиа-портал Media-day.ru.
Включение Липецкой области в список регионов с "относительно несвободной" прессой прокомментировал местный сайт Lipetsknews.net, приведя пример давления власти на СМИ.
Напомним, 12 апреля на губернаторском канале "Липецкое время" и частном ТВК, вышли похожие сюжеты. В них пересказывалась легенда учений внутренних войск, которые проходили в Липецке – якобы НАТО с территории Украины напало на Белоруссию, и в город прибывают беженцы.
Телекомпании-конкуренты рассказывали об одном и том же, ссылаясь на один источник - заместителя командующего войсками Центрального регионального командования Внутренних Войск МВД России генерал-майора Николая Рябчикова.
Благодаря тому, что свои сюжеты телекомпании выложили в популярные поисковики, начался ажиотаж в российской и международной прессе. О легенде липецких учений рассказало даже BBC, а МИД России сделал официальное заявление.
Военные отделались легко. Нет сообщений о наказании или увольнении легкомысленного генерала. Лишь источники "Коммерсанта" в МВД сообщили, что "с высказавшимися начальниками уже провели разъяснительную работу, теперь они подобных вещей утверждать не будут. Судя по всему, они не продумали последствия своих слов или же просто захотели покрасоваться перед камерами".
Зато пострадали журналисты государственного канала "Липецкое время". 14 апреля были уволены директор, главный редактор и ведущая телекомпании.
Бюджетная телекомпания попала в международный скандал как раз в тот период, когда в Кремле решался вопрос о переназначении губернатора. "Но можно было бы поступить более гибко. А теперь глава области своим порывом породил в новый скандал. Фактически нарушен федеральный закон "О средствах массовой информации", отмечают местные журналисты. Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, комментируя ситуацию в Липецке, заявил "Коммерсанту": "Союз журналистов предпримет все усилия, чтобы проверить ситуацию и принять меры, если подтвердится связь между отставками на канале и сюжетом об учениях. Если журналисты действительно пересказывали легенду учений МВД, то это говорит о колоссальных проблемах в интеллектуальном развитии нашего МВД, а не о том, что журналистов надо наказывать",- добавил он.
"Все это так. Но вот только липецкое региональное отделение Союза журналистов никак не отреагировало на громкие отставки. А ведь уже неделя прошла. Журналисты из других СМИ не проявили ни малейшей солидарности – не было обращений к губернатору, почти никто об этом даже не написал. И это самый страшный диагноз для липецкой прессы - больной скорее мертв, чем жив", - подытожили "Липецкие новости".