Госдума РФ, принимая накануне законопроект о расширении полномочий сотрудников ФСБ, потратила на процедуру не более десяти минут. При этом фракция КПРФ не стала участвовать в голосовании, а против выступили лишь двое депутатов-справороссов
© РИА Новости / Владимир Федоренко
 
 
 
Согласно поправкам, сотрудники ФСБ никого не обязаны предупреждать о том, что будут стрелять, если "промедление" с выстрелом создаст "угрозу жизни и здоровью" граждан, а также самого работника ФСБ
Global Look Press
 
 
 
Кроме того, работникам ФСБ будет придано право "применять спецсредства для пресечения массовых беспорядков". Пока что эту функцию выполняет только полиция
Moscow-Live.ru

Госдума РФ, принимая накануне законопроект о расширении полномочий сотрудников ФСБ, потратила на процедуру не более десяти минут. При этом фракция КПРФ не стала участвовать в голосовании, а против выступили лишь двое депутатов-справороссов, сообщает "Коммерсант". В третьем чтении документ поддержали 343 депутата, двое выступили против, а один воздержался.

Существенные поправки к закону "О федеральной службе безопасности" приняли во втором и третьем чтении без обсуждения. При этом законопроект неожиданно появился в повестке заседания 22 декабря по предложению зампредседателя комитета по безопасности единоросса Эрнеста Валеева. В результате в закон о ФСБ были внесены шесть новых статей, детально регламентирующих, как сотрудники службы должны будут применять оружие, спецсредства и физическую силу, отмечает издание.

Согласно поправкам, сотрудники ФСБ никого не обязаны предупреждать о том, что будут стрелять, если "промедление" с выстрелом создаст "угрозу жизни и здоровью" граждан, а также самого работника ФСБ.

Кроме того, работникам ФСБ будет придано право "применять спецсредства для пресечения массовых беспорядков". Пока что эту функцию выполняет только полиция.

В "состоянии самообороны" работникам спецслужбы теперь разрешат использовать "любые подручные средства", если в их распоряжении не окажется "необходимых спецсредств или огнестрельного оружия".

Случаи и способы "применения оружия" предлагается зафиксировать в отдельной статье закона о ФСБ. Отдельные статьи также заложены для "применения спецсредств" и "применения физической силы". Применение "любых подручных средств" не регламентируется ни статьей, ни строчкой.

Ко второму чтению в законопроект добавилось право сотрудников ФСБ "получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и ладоней рук человека". Согласно документу, человека можно не предупреждать о проводимой дактилоскопии, если за ним обнаружатся "признаки, указывающие на возможность его склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность". При этом "перечень признаков", а также порядок скрытой дактилоскопии будет "определяться" директором ФСБ.

Правозащитники считают нелогичной унификацию полномочий сотрудников МВД и ФСБ

В "Единой России" уверяют, что законопроект был принят для унификации полномочий сотрудников МВД и ФСБ. "Я за унификацию норм", - заявил зампред думского комитета по безопасности Александр Хинштейн, ставший соавтором документа. Единоросс отметил, что в законе нет таких полномочий, которые прежде не имели бы сотрудники Федеральной службы безопасности, но все они "регулировались ведомственными инструкциями".

Правозащитники на это возражают, что механизм контроля ФСБ и МВД отличается, поэтому унифицировать нормы работы сотрудников двух ведомств нелогично. "Унификация была бы логичной, если в ФСБ был бы возможен такой же общественный контроль, который есть в МВД", - заявил "Коммерсанту" член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин.

В КПРФ объяснили, в чем риск наделения сотрудников МВД и ФСБ одинаковыми полномочиями. "Мы обычно поддерживаем законопроекты, укрепляющие силовые ведомства. Но голосовать за этот не могли. Потому что, в отличие от полиции, сотрудники ФСБ вправе задерживать граждан, входить в жилые помещения и совершать иные действия, не предъявляя удостоверений, не объясняя причин, на основании которых они действуют. Если такие полномочия узаконить, то есть риск узаконить и злоупотребление ими", - пояснил "Коммерсанту" зампред думского комитета по конституционному законодательству, секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев.

По словам депутата Дмитрия Гудкова, исключенного из фракции "Справедливая Россия", "плохо то, что в ранг закона возведено применение силы сотрудниками ФСБ не только для "пресечения массовых беспорядков", но и для "блокирования движения групп лиц" и в случае "сопротивления сотруднику ФСБ". "Значит, теперь любых участников встречи с депутатом, организованную где-нибудь на улице, могут отдубасить "люди в штатском", применив подручные средства", - предположил парламентарий.