В Москве настоящий бум на охранников
НТВ
 
 
 
Вакансий по трудоустройству на должность охранника в интернете масса. В каждом втором объявлении приписка: образование любое, опыт работы любой
Вести
 
 
 
По звонку в ЧОП (частное охранное предприятие) можно договориться о трудоустройстве, заявив заранее, что "опыта нет, диплом куплен недавно"
Фото NEWSru.com

В Москве настоящий бум на охранников. Как выяснила "Комсомольская правда", в секьюрити вербуют всех: от бывших домохозяек до зеков - так дешевле. При наличии спроса и отсутствии предложения табу наложено только на мигрантов. Приобрести дипломы о наличии опыта в охранной сфере можно в любом учебном центре Москвы за тысячу рублей, отдав данные паспорта. На оформление уйдет три дня.

Вакансий по трудоустройству на должность охранника в интернете масса. В каждом втором объявлении приписка: образование любое, опыт работы любой. Одни требуют лицензию, другие - нет. По закону, без корочки охранника (ее выдают в милиции, если принесешь ворох справок) работать нельзя. Но это по закону, на практике выходит иначе.

- Охранник должен быть завербован, а кассиршы вооружены

По звонку в ЧОП (частное охранное предприятие) можно договориться о трудоустройстве, заявив заранее, что "опыта нет, диплом куплен недавно". "Есть вакансия в крупном магазине, торгующем бытовой техникой, - улыбается корреспонденту КП кадровик, который представился Денисом. - Зарплата - 14 тысяч рублей. Будете при входе ловить "несунов". Еще нужно останавливать покупателей, сверять чек и покупку. Стажировка один день и сразу на работу".

"Напарницы у вас будут хорошие. Одна в детском саду работала, другая - в колонии. А мужиков специально не берем - пьют много", - заявил Денис. Он продиктовал список документов для оформления договора: паспорт, ИНН и пенсионное удостоверение. Никаких медицинских справок не требуется. Единственное "но" - мигрантов не берут.

"Табу на мигрантов - это единственное правило, которое соблюдают владельцы ЧОПов, - говорит замначальника Управления организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД России Михаил Потапов. - Чехарда в охранном бизнесе началась после серии терактов на ул. Гурьянова и трагедии "Норд-Оста". Тогда вышло постановление, согласно которому все социальные объекты должны охраняться. Платит город. На вневедомственную охрану ГУВД у Москвы денег не хватило. Получать в три раза меньше, охраняя школу, желающих не нашлось. Вот тогда в бизнес и влезли "хапуги": им дали зеленый свет - убрали все бюрократические барьеры по регистрации ЧОПа.

Как выяснилось, 68% московских секьюрити - жители глубинки. Они заняли нишу охраны с таким же рвением, с которым гастарбайтеры хлынули на столичные стройки. В охране работенка непыльная: смотришь ТВ или куришь на пороге магазина. И главное - даже при устройстве напрягаться не надо: в профессионализме бывшего тракториста никто не усомнится.

"Придет случайный человек в тот же детский сад, - рассказывает Михаил Анатольевич. - Покажет официальное направление из ЧОПа. А ЧОП обслуживает детский сад, потому что его одобрила префектура. Правда, тендер она проводит по принципу: кто меньше попросил - тот и выиграл".

Но есть ЧОПы, где работают лицензированные охранники. "Лицензия гарантирует только вменяемость человека - мы требуем справки. Но знание законов и физподготовку не проверяем. Если человек показал диплом школы охранников (который зачастую куплен) - обязаны верить. Парадокс. Еще обиднее, что и сами ЧОПы закрыть не можем - только через суд. За прошлый год ни одной лицензии не отозвали. Вот это все мне приходится объяснять бизнесменам, которые прибегают с криками: "Кому вы штампуете лицензии? Дежурный на КПП не заметил грабителей. Другой охранник вообще потерял пистолет по пути на работу!"

"Я бы разделил всех охранников на две части, - говорит психолог Михаил Виноградов. - Первая - пенсионеры силовых ведомств и те, кто прошел "горячие точки". У последних психика зачастую нарушена. Они могут палить из пушки по мухе. Что касается бывших силовиков, то у них за годы службы выработалось стойкое чувство превосходства над "обычными людьми".

Вторая категория охранников - это агрессивные неудачники из регионов. В охране их привлекают оружие и "местечковая власть". Но, несмотря на врожденную агрессивность, трусливы (понимают, что риск минимальный). При этом амбициозны. Устроившись в охрану, думают, что все у них в жизни удалось - добились статуса. Но быстро понимают, что ошиблись.

Кроме того, они банально завидуют и даже ненавидят покупателей, которые затариваются у них на глазах дорогим виски. Но большинство из них ничего не умеют, поэтому терпят. Когда разочарование достигает своего пика - переступают черту закона или кончают жизнь самоубийством.

Пару лет назад охранники в Хабаровске, которые сторожили дачный поселок, убили двоих парней за то, что те копали картошку на чужом огороде. В 2007 году в Омске охранники больницы № 4 убили женщину за то, что она вернулась в корпус после отбоя. Два года назад задержали "сторожей", которые, охраняя МГУ, вымогали у студентов деньги.

Охранник должен быть завербован, а кассиршы вооружены

Директор ЧОПа "АБТ" (Швейцария) Денис Куповский предлагает ввести европейскую практику охраны.

"Я русский, но давно живу в Швейцарии. Мне кажется, что охранники в России стоят, словно пугало на огороде, они эффективны только против шпаны. Профессионалы либо придумают отвлекающий маневр, либо нейтрализуют их. Поэтому охрана должна быть незаметной. Нужно внедрять своих сотрудников в персонал. Допустим, грабители ворвались в магазин, а тут кассирша открывает огонь на поражение! Так сейчас работают в Европе".

А начальник Бюро экономической безопасности Московской торгово-промышленной палаты Дмитрий Каплин считает, что без каких-никаких охранников не обойтись.

"Сейчас ни один предприниматель не может обойтись без услуг частных охранных предприятий. Принятие нового законопроекта приведет к сокращению количества ЧОПов. Это в первую очередь ударит по ветеранам силовых ведомств. Спрос на охранные услуги никуда не денется. Ресурсов вневедомственной охраны на всех не хватит. А это значит, что охранный бизнес уйдет в тень. И тогда контролировать его будет нереально".