После долгих юридических споров, завершившихся признанием приоритета российской Конституции над Европейской конвенцией, в России задумались о том, чтобы вообще вычеркнуть из Основного закона страны статью о международном праве. Такое предложение сделал глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, сообщает "Российская газета".
"Безусловно, необходимо исключить из Конституции положения, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права составляют неотъемлемую часть правовой системы Российской Федерации", - заявил глава СК. При этом он добавил, что для этого нужно будет "инициировать вопрос о принятии закона о Конституционном собрании, которого до сих пор нет".
Комментируя позицию Конституционного суда (КС), который сделал заявление о примате российского Основного закона, Бастрыкин указал, что это "полностью соответствует Конституции РФ, основана на ней, а также учитывает передовой опыт конституционного судопроизводства". "Несогласие с толкованием Конвенции о защите прав человека и основных свобод, постановлений Европейского суда по правам человека имеет место и в практике европейских государств", - подчеркнул он.
Он призвал "продолжать и расширять практику участия Конституционного суда РФ в разрешении <...> правовых коллизий" и "продолжать работу по совершенствованию Конституции РФ". По мнению Бастрыкина, в Конституции можно скорректировать не только положение о приоритете международного права, о чем он неоднократно заявлял ранее, но и "ряд других конституционных положений".
По его мнению, "ЕСПЧ чрезмерно увлекается субъективными, оценочными суждениями". Кроме того, "отчетливо прослеживается презумпция виновности государства и безусловной невиновности заявителя". По мнению главы СКР, ЕСПЧ "излишне гиперболизирует" и "абсолютизирует" значение международного права, что приводит к правовым коллизиям в его решениях.
Также Бастрыкин обвинил Европейский суд по правам человека в догматизме. "Не учитывается криминогенная обстановка в той или иной стране, общий уровень преступности, доля в ней тяжких и особо тяжких преступлений, отношение общества к опасным преступным деяниям. Отсюда иногда недостаточно обоснованные решения ЕСПЧ относительно мер принуждения к обвиняемому или подсудимому, утверждения, что они "избыточно жесткие", - сказал он в интервью.
Между тем в России снова заявили, что политических дел Следственный комитет не расследует. "Если ты провел незаконно аукцион и отдал заказ афилированной тебе фирме и на это есть доказательства, какая тут политика?", - цитирует "Интерфакс" заявление Маркина. Чиновник напомнил, что виновность или невиновность обвиняемого в конечном итоге устанавливает суд.
В пункте 1 статьи 15 Конституции РФ говорится, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу". Пункт 4 этой же статьи говорит о международных нормах. "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора", - гласит документ.