Межгосударственный авиационный комитет продолжает работы по анализу "черных ящиков" Ту-134, который разбился в Карелии в ночь на 21 июня. Версия о поломке на борту, которая могла бы привести к катастрофе, теперь практически исключена. Согласно предварительным данным, двигатели воздушного судна работали вплоть до столкновения самолета с землей. Кроме того, нет никаких сведений, которые указывали бы на отказ или неисправности техники Ту-134.
Сейчас идет работа со звуковой информацией с бортовых самописцев. Она значительно зашумлена и имеется большое количество мест, требующих восстановления, сообщается на официальном сайте МАК.
Между тем МЧС России решило наградить людей, помогавших спасать пассажиров разбившегося самолета. Речь идет о 12 жителях Карелии, которые оказались на месте трагедии первыми и спасли жизни нескольких человек. Приказом главы МЧС Сергея Шойгу в четверг им вручили медали "За отвагу на пожаре", а также подарили памятные часы и форму сотрудников МЧС, передают "Вести".
- Очевидцы вспоминают, как находили живых людей по губам
- Священник рассказал о жуткой картине трагедии: месиво из тел, земли и проводов
- Диспетчер перед авиакатастрофой: "Такой туман. Даже вороне не разрешу посадку"
Благодаря им удалось спасти восемь человек, включая 8-летнего Антона Терехина, который позже от тяжелых травм скончался в больнице.
Медалями награждены настоятель Екатерининской церкви отец Андрей Верещагин, священнослужитель Екатерининской церкви отец Григорий Михневич, Давид Гордиашвили, Евгений Ковалев, Михаил Осипов, Валерий Минин, Анатолий Минин, Ксения Маслова, Виталий Гашко, пожарные Иван Ушаков, Владимир Петровский и Дмитрий Акиньшин. Имена награжденных называет ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу карельского Управления МЧС.
Некоторые из спасателей-добровольцев пока не могут прийти в себя от пережитого шока. Другие отмечают, что спасенных жизней могло быть и больше, если бы собравшиеся на месте крушения зеваки помогали вытаскивать людей из-под обломков, а не снимали происходящее на камеры мобильных телефонов.
Так, бывший сотрудник ГАИ Олег Рублев, который успел помочь нескольким пострадавшим, с возмущением вспоминает: "Ко мне один мужчина подошел, спрашивает: "У тебя есть камера? Давай снимай". А что им сказать? Ума у них нет. Лишь бы снять какое-нибудь жуткое видео, и желательно, чтобы человек при этом кричал-верещал, ноги были перебиты. И тогда в программе "Улетное видео" можно получить приз - авторучку. Вот это будет событие. А то, чтобы людям помочь, - им в голову не приходит". Его слова цитирует "Комсомольская правда".
Подросток Толя, вместе с отцом Валерием Мининым спасавший пассажиров самолета, тоже пожаловался на зевак. "В основном, все снимали на видео, никто не помогал, потому что жарко было, боялись за свою жизнь, не пошли. В основном, вот только отцы Андрей и Григорий помогали папе", - рассказал мальчик в интервью "КП".
Удивило очевидцев произошедшего и то, что первыми на месте ЧП появились пожарные и медики из близлежащей деревни Чалны и только позднее в толпе заметили женщину в куртке с надписью "медслужба аэропорта". "Первой на месте аварии появилась пожарная машина из Чалнов, а со стороны аэропорта никого не было. Странно. Ведь спасатели уже должны были сидеть в машине наготове, когда приземляется самолет. Ведь у нас всего один рейс регулярный летает! Его обязаны встречать", - удивляется один из добровольных спасателей Олег Рублев.
Другой невольный спасатель Валерий Минин, интервью с которым на месте трагедии транслировали многие телеканалы, рассказал: "Я проснулся от хлопка. Увидел, что полыхает пожар, сел в машину и поехал. На месте аварии уже находились люди, от них я узнал, что здесь упал самолет. У меня сосед – директор аэропорта. Ему я позвонил в первую очередь, и он сразу же вызвал пожарных".
Очевидцы вспоминают, как находили живых людей по губам
Олег Рублев рассказал также, что поначалу даже не мог разглядеть людей среди обломков самолета, груды сумок и других вещей. "Даже не сразу было понятно, что это люди. Они были черные, только губы выделялись. Видимо, оттого что облизывались или оттого что кричали и стонали. Все они были в керосине, в саже. Рядом с первым ребенком (которого увидел Рублев - Прим. ред.) лежал еще один, явно без признаков жизни, изогнутый в неестественной позе. "Я к нему даже не подходил. Женщина хрипела, пыталась что-то сказать. И ребенок периодически пытался кричать, губами шевелил", - вспоминает он.
Другой свидетель трагедии Виталий Гашко, оказавшийся на месте ЧП вместе со своей девушкой, признался, что они сразу бросились на помощь пострадавшим, когда увидели, что еще можно кого-то спасти. "Инстинкт самосохранения - куда-то он пропадает мгновенно. В тот момент совершенно не задумывался: взорвется - не взорвется. Есть - надо тянуть. Могу сказать, что мы не истерили и делали, что могли", - сказал молодой человек.
"Девушку – она, получается, по правую руку была, рядышком - мы ее подняли, вытащили. Потом я услышал шорохи в кустах, побежал туда - еще одного мужчину. То есть, кого видели, того и спасали. Таксист подъехал, потом еще мужчина подбежал, местный житель", - рассказал Виталий Гашко.
Валерий Минин, ставший первым очевидцем, рассказавшим о трагедии, до сих пор не может отойти от пережитого шока. "Я сделал то, что на моем месте сделал бы каждый. Мне очень больно и тяжело оттого, что я не смог сделать больше", - сетует мужчина.
Его сын Толя, который был вместе с ним, тоже дал короткое интервью "КП": "Люди - одежда вся была сгоревшая, прилипала прямо к телу. Кричали. Мы их вот сюда клали, примерно где венки лежат, на покрывало клали тела, потом отправляли. Потом было еще два хлопка, взрыва, и на остальных людей упал кусок, часть самолета. И остальные люди погибли, уже не удалось их спасти".
Священник рассказал о жуткой картине трагедии: месиво из тел, земли и проводов
С Миниными людей из огня выносили два священника петрозаводской церкви Святой Великомученицы Екатерины - настоятель прихода протоиерей отец Андрей Верещагин и иерей Григорий Михневич. В ту же ночь в Екатерининском храме отец Андрей провел панихиду по жертвам катастрофы. Такие службы идут сейчас в церкви каждый день.
Отец Григорий рассказал "Русской службе новостей" о том, как оказался на месте авиакатастрофы: "Я находился у себя в домике, готовился уже лечь спать, пил чай со своим папой. Вдруг погас свет, потом включился и опять погас, рёв турбин. Было слышно, будто рядом. Тупой удар, хлопок, взрыв. Сразу было понятно, что упал самолет с аэродрома. Мы выскочили, кто в чем был. И отец Андрей выскочил из своего дома, и я. Бросились в машину и поехали. Через 1,5-2 минуты мы были уже там".
"На асфальте и трупы были, и фрагменты тел, месиво вместе с землей с топливом, провода еще - там ЛЭП упала. Мы побежали уже босиком. Я очнулся, понял, что босиком бегу, подумал: тут оголенные провода, ну ладно, будь, что будет", - вспоминает священник.
На вопрос о том, много ли было очевидцев и помогали ли они, отец Григорий подтвердил слова других спасателей-добровольцев о том, что зеваки стояли в стороне и снимали на фотоаппарат и мобильный телефон.
"В этой ситуации статистику некогда вести, когда вокруг изуродованные тела, стоны. Там и освещения не было. Падали блики от горящего фюзеляжа. Только в них и можно было что-то видеть. Трасса была сразу перекрыта, движение машин остановлено. Люди стояли, близко не подходили, снимали, кто на фотоаппарат, кто на мобильный телефон. Там все было залито керосином, все в обломках было", - пояснил он.
Диспетчер перед авиакатастрофой: "Такой туман. Даже вороне не разрешу посадку"
На данный момент следствие определило наиболее вероятные версии крушения: человеческий фактор, то есть ошибка пилота или наземных служб аэропорта; сложные метеоусловия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта, передает ИТАР-ТАСС. Однако точные причины случившегося установит комиссия Межгосударственного авиационного комитета.
Наиболее часто звучат версии об ошибке экипажа и плохих погодных условиях. В день авиакатастрофы над аэропортом был густой туман. Как пишет "КП", отправляясь на смену, диспетчер петрозаводского аэропорта Сергей Шматков сказал родным: "Такой туман, вряд ли я посажу хоть один самолет сегодня. Даже вороне не разрешу посадку".
Уголовное дело по факту катастрофы возбуждено по ч.3 ст.263 УК РФ - "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц". Ход расследования взял на личный контроль генпрокурор РФ Юрий Чайка.
Впрочем, сын штурмана Амана Атаева Азат, погибшего в результате крушения самолета, уверен, что отец не мог совершить ошибку. "Он летает 25 лет. Все это время на "тушках" и именно на внутренних рейсах", - сказал он.
Правда, молодой человек признался, что недавно отец решил переучиваться на пилота Boeing, чтобы летать за границу. "Там платят больше. Я знаю, что авиакомпании обычно штурманов не переучивают, считают, что это очень дорого. Но для отца сделали исключение, учитывая специфику его опыта. Мы из Таджикистана, там отец летал в сложных условиях горной местности", - пояснил он.
В Карелии продолжается трехдневный траур по жертвам трагедии. Глава Минздрава Карелии Валентина Улич сообщила "Интерфаксу", что опознаны 43 жертвы авиакатастрофы. По словам министра, процесс опознания идет круглосуточно, и на данный момент не идентифицированы лишь двое погибших, процедура, вероятнее всего, завершится в четверг.
Свидетельства о смерти уже получили родные 19 жертв. Похороны погибших в Петрозаводске начнутся в пятницу. Погибших из других регионов начнут отправлять на родину уже в четверг. Состояние семи человек, выживших в авиакатастрофе, остается стабильным, сообщила Улич.