Ринк работал начальником лаборатории и был ведущим научным сотрудником в филиале Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГОСНИИОХТ) в закрытом городе Шиханы Саратовской области
©РИА Новости /Андрей Веселов

Советский ученый Леонид Ринк, который, по данным средств массовой информации, принимал участие в разработке отравляющего вещества "Новичок", не продавал его преступным группировкам в 90-е годы, о чем накануне рассказала "Новая газета". С таким заявлением в беседе с РБК выступила дочь химика Ольга Ринк. Ученый на этой неделе уже становился объектом пристального внимания журналистов после своего крайне противоречивого интервью РИА "Новости".

"Это ложь. Будем подавать в суд", - передала слова своего отца Ольга Ринк.

Как сообщала "Новая газета", отравляющее вещество "Новичок" в 1995 году было применено в России для убийства в офисе Росбизнесбанка в Москве банкира Ивана Кивелиди и его секретаря Зары Исмаиловой. В материалах уголовного дела, на которые ссылается издание, утверждалось, что смерть наступила из-за контакта с телефонной трубкой, обработанной отравляющим веществом. Одним из фигурантов расследования был как раз Леонид Ринк.

Ринк работал начальником лаборатории и был ведущим научным сотрудником в филиале Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГОСНИИОХТ) в закрытом городе Шиханы Саратовской области, где занимались разработкой химического оружия. В следственных документах Ринка также называли начальником местного подразделения ГИТОС - Государственного института технологии органического синтеза.

Сотрудники ФСБ по Саратовской области тогда проинформировали следствие о том, что в ГИТОС в 1994 году "несанкционированно синтезировали и сбывали отравляющее вещество". Поскольку таким веществом был убит Кивелиди, это и вызвало интерес к химику Ринку и тому, что происходило в режимных лабораториях.

В ходе допросов, проводившихся на протяжении нескольких лет, Леонид Ринк сообщил, что разрабатываемое им вещество "составляет гостайну" и "известно узкому кругу специалистов". Вещество разливалось в ампулы примерно по 0,25 грамма. Несколько полученных ампул химик унес домой и положил их у себя в гараже.

Он также заявил правоохранителям, что согласился продать отравляющее вещество своему знакомому, связанному с преступными группировками, в том числе из Чеченской республики. За сотни доз отравляющего вещества, содержавшиеся в одной ампуле, Ринку заплатили "то ли полторы тысячи, то ли тысячу восемьсот долларов". Об этом, по данным "Новой газеты", сам химик сообщил на допросе.

Газета отмечает, что анализ вещества, убившего банкира Кивелиди, проводился тремя разными учреждениями, которые предположили одну и ту же химическую формулу. Речь шла о классе высокотоксичных фосфорорганических соединений, используемых при производстве химического оружия. Журналисты показали формулу специалисту в области химоружия Вилу Мирзаянову, который подтвердил, что этот яд действительно относится к группе "Новичок".

В заключение издание приводит выдержку из материалов уголовного дела. "В УФСБ был получен материал, из которого следовало, что в сентябре-октябре 1994 года начальник подразделения ГИТОС Ринк с целью сбыта синтезировал отравляющее вещество, расфасовав его в 8-9 ампул. В ходе следствия по выделенному делу установлен факт сбыта Ринком вещества лицам чеченской национальности в Москве, однако его поставка состоялась 13.09.1995, то есть позже убийства Кивелиди. Уголовное дело N238709-а в отношении Ринка 01.04.1999 прекращено".

Ранее на этой неделе РИА "Новости" опубликовало интервью с Леонидом Ринком, в первой версии которого содержалась такая фраза: "Кстати, "Новичок" - не вещество. Это целая система применения химического оружия. Принятая в СССР на вооружение система именовалась "Новичок-5". Без цифр название не использовалось". Затем высказывание химика было отредактировано: "Кстати, в Советском Союзе и России не существовало программы создания химического оружия, которая называлась "Новичок". СМИ предположили, что материал был изменен, чтобы он не противоречил официальной позиции МИД РФ, согласно которой вещество класса "Новичок" никогда не исследовалось и не производилось в СССР и России.