Большинство европейцев сегодня воспринимают неуклонное улучшение состояния системы здравоохранения в своих странах как должное, как будто это дано от природы. К сожалению, самая крупная страна Европы - Российская Федерация с населением в 145 млн человек - остается ужасным исключением, пишет The Times в материале, перевод которого публикует Inopressa.ru.
Россия переживает серьезный кризис здравоохранения, который обычно не свойственен развитому, образованному и урбанизированному обществу. Масштаб кризиса можно оценить по голой статистике: ожидаемая продолжительность жизни при рождении сегодня ниже, чем 40 лет назад в хрущевскую эру.
Размах кризиса здравоохранения в России лучше всего иллюстрируется тенденциями смертности. В 1965-2002 годах уровень смертности в России среди мужчин достигал ужасающих 43%. Повышение уровня смертности среди женщин не приняло таких драматических форм, но тем не менее он увеличился на 16%. Для сравнения, в Великобритании средний уровень смертности среди мужчин упал на 33% и на 36% - среди женщин в 1965-1999 годах.
Россия идет по тропе резкого сокращения населения. После окончания эры коммунизма в России умерло на 10 млн человек больше, чем родилось. Население страны будет продолжать сокращаться, по крайней мере, на 0,3% в год на протяжении следующего десятилетия - и вполне возможно, что сокращение пойдет значительно быстрее. Увеличение уровня смертности особенно влияет на население трудоспособного возраста - именно того, которое должно быть двигателем экономического прогресса.
Почему демографические тенденции России так неблагоприятны в эти дни? На этот вопрос помогает ответить статистика причин смерти: Россия пережила параллельные взрывы смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и от таких вещей, как утопление, отравление, убийство и самоубийство. В 1965-2001 годах, в то время как смертность от сердечно-сосудистых заболеваний сокращалась в Западной Европе, в России он подскочил на 65% среди мужчин и на 25% среди женщин. Смертность по второму пункту удвоились.
Однако причины этого кризиса вычислить сложнее. Можно упомянуть несколько вероятных факторов: плохое питание, отсутствие физической активности, курение и социальные стрессы. Смертоносный любовный роман России с водкой по-прежнему остается еще одним существенным фактором, пишет The Times. Кроме того, нельзя игнорировать ужасающее состояние общественной системы здравоохранения: старая сеть учреждений советской эры развалилась, и на ее месте мало чего возникло.
В данный момент можно было бы назвать впечатляющим достижением, если бы взрослые россияне сумели хотя бы просто достигнуть уровня состояния здоровья своих родителей. Однако если российские мужчины даже восстановят свое здоровье до уровня здоровья своих отцов - иными словами, уровень 1970-х - ожидаемая продолжительность жизни при рождении будет все равно лишь 63 года, т.е. ниже, чем в Индии.
И это не принимая во внимание нарастающего шторма инфекционных заболеваний, шагающих по России: резистентный к медикаментам туберкулез и ВИЧ/СПИД, в частности. По оценкам на 2003 год, в России было около 860 тыс. ВИЧ-инфицированных (в действительности эта цифра может достигать 1,4 млн человек).
Если эти цифры хотя бы приблизительно точны, то национальный уровень смертности резко повысится через несколько лет. Как ни удивительно, Москва почти ничего не предпринимает для того, чтобы предотвратить взрыв СПИДа, несмотря на значительные международные лоббистские усилия и предложения финансовой помощи. Например, в подразделении министерства здравоохранения по заболеваниям, передающимся половым путем, работают только три человека, которые специализируются на ВИЧ/СПИДе. Доступ к антиретровирусному лечению до сих пор минимален - лечатся лишь несколько тысяч пациентов в год.
Российская "история успеха" в области ВИЧ - финансируемая из-за рубежа кампания в сибирском городе Иркутск - это отличный пример того, как ограничены местные усилия. Иркутская программа предлагает раздачу около 200 тыс. чистых шприцев в год, в то время как в ходе аналогичной инициативы в Цюрихе - для гораздо меньшей группы риска - предлагалось около 4,4 млн чистых игл в год в разгар швейцарской борьбы против распространения ВИЧ/СПИДа в 1993 году.
Продолжающийся кризис здравоохранения в России - это больше, чем гуманитарная катастрофа. Эти проблемы - путы для российской экономики, которые сокращают производительность и сдерживают развитие, а ведь президент Путин поставил цель удвоения ВВП за 10 лет.
В течение последних нескольких лет Россия переживала позитивный экономический рост, но в основном он обусловлен ограниченными запасами нефти и газа. Страна вряд ли может надеяться на создание энергичной современной экономики при сокращающейся и слабеющей рабочей силе.
В современном мире состояние здоровья жителей страны - это существенный элемент ее общего экономического потенциала. В России сегодня ожидаемая продолжительность жизни при рождении на 12 лет меньше, чем в Западной Европе, выпуск продукции на душу населения в России составляет не более трети от западноевропейских уровней. Проще говоря, шансов у России сократить разрыв в заработной плате с ЕС будет немного до тех пор, пока она не закроет зияющую дыру в здравоохранении, которая отделяет Россию от остальной Европы, подчеркивает The Times.