Рабочая группа по охране интеллектуальной собственности и авторских прав в интернете под руководством замглавы управления внутренней политики президента (УВП) Радия Хабирова провела в пятницу совещание у первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина. В рамках встречи обсуждался первый опыт применения "антипиратского закона", вступившего в силу 1 августа 2013 года, сообщает "Коммерсант". Участники совещания пришли к выводу, что итоги действия закона являются удовлетворительными, но и правообладатели, и интернет-сообщество признают его несовершенство.
Комментируя возможные поправки в закон, которые могли бы расширить сферу его применения и сделать его более привлекательным для обеих сторон, члены группы в числе основных назвали вопрос с фильмами. Кремль согласился с мнением, что они, как категория интеллектуальной собственности, нуждаются в защите. В частности, на встрече прозвучало предложение добиться этого путем саморегулирования отрасли, когда правообладатели и интернет-сообщество могли бы договариваться без вмешательства суда.
- В Испании владельцев сайтов будут сажать на 6 лет даже за ссылку на пиратский контент
Также стороны заключили, что существует необходимость в сокращении сроков разблокировки сайта-нарушителя с 14 дней до 48 часов, как в случае с его блокировкой. Однако до сих пор есть разногласия по поводу того, что именно блокировать - IP-адрес сайта или его URL, то есть страницу с нелегальным контентом. Ранее депутаты "Единой России" Роберт Шлегель и Мария Максакова внесли на рассмотрение депутатов Государственной думы расширенный вариант "антипиратского закона", в котором они пошли на встречу интернет-бизнесу и предложили делать блокировку страницы, а не всего сайта.
Эта инициатива, по мнению представителей интернет-сообщества, поможет спасти добросовестные ресурсы от удаления или блокировки. В то же самое время правообладатели склонны считать, что с одного IP-адреса могут генерироваться десятки страниц с неправомерным контентом. В итоге рабочей группой был вынесен на рассмотрение вариант, который может подойти обеим сторонам: IP-адрес блокируется, но при условии системности, злонамеренности и серьезной степени нарушений. В настоящий момент юристы занимаются поиском формулировки, подходящей для описания этой поправки.
Кроме того, рабочая группа считает нужным четче прописать понятие "информационный посредник", то есть отнестись более внимательно к формулировке поисковых сервисов, которые позволяют находить источники нелегального контента. Пока правообладатели указывают на пособничество хищению, интернет-сообщество перечисляет трудности сортировки такого контента. Группа, со своей стороны, предлагает реагировать на запрос правообладателя в каждом конкретном случае по схеме саморегулирования с помощью ресурсов типа торрентов и трекеров, а не поисковых сервисов.
Все предложения, по которым достигнут консенсус, находятся в практически полной готовности и будут переданы в Госдуму после того, как удовлетворят все стороны - государство, правообладателей и интернет-сообщество. Член СПЧ Иван Засурский, представлявший на совещании ассоциацию интернет-компаний, заявил, что "самый главный итог этой работы - не прошла кавалеристская атака на интернет, затормозили штрафы, думают, как сделать лучше".
Однако, несмотря на заметное продвижение в рассмотрении "антипиратского закона", рабочая группа не исключает, что некоторые вопросы еще будут прорабатываться. Так, например, будет обсуждаться возможность открытого доступа к произведениям, которые могут быть признаны общественным достоянием. Тем временем инициативы, предложенные ранее Шлегелем и Максаковой, в Кремле назвали "несерьезными" и несогласованными.