Глава Башкирии Рахимов тестирует Москву на прочность, пытаясь продавить сына Урала на роль своего преемника
НТВ
 
 
 
В апреле президент Башкирии неожиданно сменил главу правительства республики Рафаэля Байдавлетова
НТВ
 
 
 
Сам факт ухода Радия Хабирова с должности не стал неожиданностью для Уфы
www.mkset.ru

Под одним из старожилов российской политики Муртазой Рахимовым закачалось кресло президента Башкирии - так газеты трактуют последние политические региональные новости. Рахимов контролирует республику по сути с 1990 года.

В апреле президент Башкирии неожиданно сменил главу правительства республики Рафаэля Байдавлетова, а неделю назад башкирский лидер жестко поддержал заявление президента Татарстана Минтимера Шаймиева о необходимости вернуться к выборам глав регионов. Накануне глава Башкортостана отстранил от исполнения обязанностей руководителя своей администрации Радия Хабирова, который мог заменить Рахимова на посту президента республики.

Сам Рахимов, разумеется, уже нашел себе преемника - это его сын, Урал, пишет "Независимая газета". Увольнение амбициозного молодого политика Радия Хабирова, которое сопровождается проверкой достоверности его декларации о доходах, местные аналитики называют очередным шагом сына башкирского президента Урала Рахимова к полновластному управлению республикой.

Сам факт ухода Радия Хабирова с должности не стал неожиданностью для Уфы. В республиканской столице с начала 2008 года ходили слухи о его переводе в администрацию президента РФ. В Уфе в последние дни активно обсуждалась даже версия о том, что Хабиров после некоторого времени будет возвращен Кремлем в республику в качестве альтернативы 74-летнему Муртазе Рахимову. А потому информацию об уходе Хабирова часть оппозиционеров восприняла как важное политическое событие.

Муртаза Рахимов отстранил Хабирова от исполнения обязанностей руководителя администрации президента с необычной формулировкой "на период проведения проверки достоверности и полноты сведений, представленных им в декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности". Проверка этих сведений о доходах и имуществе Хабирова поручена республиканской антикоррупционной комиссии и должна быть проведена в течение месяца. В сообщении не указано, на основании чего проводится такая проверка.

Радий Хабиров уже назвал "абсурдной" формулировку распоряжения Муртазы Рахимова и собирается оспорить свое отстранение от должности в суде. Если это произойдет, возможно, отстаивать свои права Хабирову поможет имеющееся у него звание "Заслуженный юрист Республики Башкортостан".

Перевода Хабирова в Москву ожидали, подтверждает депутат Госдумы из Башкирии Юрий Афонин, это означало бы повышение, ведь он должен был курировать работу с регионами. Депутат отмечает, что у Хабирова в последнее время "непросто" складывались отношения с недавно назначенным премьером Равилем Сарбаевым, начался уход из администрации людей из команды Хабирова, пишут "Ведомости".

Источник, близкий к администрации Рахимова, уверен, что декларация - предлог, чтобы блокировать новое назначение, и объясняет это противостоянием Хабирова и сына президента Урала Рахимова. Команда Хабирова очень долго играла роль противовеса, который сдерживал амбиции Урала. Под контролем Рахимова-младшего значительная часть башкирской экономики, но политика долго была в ведении Рахимова-старшего. Однако ситуация меняется: Урал контролирует местную "Единую Россию", и не исключено, что будет претендовать на должность спикера Госсовета.

В мае Муртазу Рахимова вызвали в Кремль: тогда еще руководитель администрации Сергей Собянин предложил ему подумать об уходе, объясняет источник газеты, близкий к администрации. После этого команда Урала активизировала операцию "преемник": человек Урала - Сарбаев был спешно назначен премьером. Но назначение Хабирова в Кремль, да еще на должность куратора регионов, ставило под угрозу всю операцию: именно через него проходило бы назначение будущего преемника Муртазы.

Рахимов сделал смелый ход, он не укладывается в общепринятые правила игры, отмечает политолог Михаил Виноградов, его можно расценить как попытку региональной элиты протестировать Москву на прочность.