Члены правозащитного "Комитета против пыток" на конференции 24 июля выступили за ликвидацию этой общественной организации, причисленной к "иностранным агентам". Об этом сообщил DW руководитель КПП Игорь Каляпин
Moscow-Live.ru

Члены правозащитного "Комитета против пыток" на конференции 24 июля выступили за ликвидацию этой общественной организации, причисленной к "иностранным агентам". Об этом сообщил DW руководитель КПП Игорь Каляпин.

Для принятия формального решения необходимо будет еще собрать все документы по финансам и имуществу, что произойдет не раньше начала будущей недели. При этом, по словам Каляпина, КПП уже вернул все средства, выделенные на его проекты, своим грантодателям.

Между тем сотрудники комитета намерены обсудить возможность своей дальнейшей деятельности, но речь не идет о реорганизации КПП, подчеркнул собеседник издания. Он пояснил, что в этом случае любая новая организация "унаследовала" бы от КПП статус "иноагента".

Каляпин еще 8 июля анонсировал самороспуск КПП из-за статуса "иноагента". В тот день Нижегородский областной суд отклонил апелляцию КПП на апрельское решение районного суда этого города, где находится штаб-квартира КПП, о признании законным представления прокурора региона, на основании которого правозащитная организация была внесена в реестр НКО, выполняющих функции "иностранного агента".

В то же время Каляпин уведомил, что сворачивать правозащитную деятельность он и его соратники не собираются, а планируют создать несколько новых организаций, которые смогут полностью выполнять все те же функции.

Минюст включил КПП в реестр "иноагентов" 16 января. Ведомство объяснило свое решение тем, что цель деятельности организации - "воздействие на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики". Правозащитники в свою очередь настаивали на том, что деятельность соответствует государственной политике по обеспечению защиты граждан от пыток.

Между тем у "Комитета против пыток" в последнее время были серьезные проблемы в Чечне из-за большой кампании, развернутой против правозащитников после того, как Каляпин напомнил чеченскому руководителю Рамзану Кадырову, что россияне могут подлежать ответственности за возможные преступления лишь в случае вынесения судом обвинительного приговора. Так правозащитник отреагировал на слова Кадырова о том, что "если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом".

В декабре прошлого года в Чечне подожгли офис местного отделения КПП. Тогда же Кадыров заявил о возможной причастности "некоего Каляпина" к финансированию террористического подполья. А председатель чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов назвал Каляпина "поборником террористов". В июне был разгромлен офис КПП в Грозном.

Понятие "иностранный агент" было внесено в резонансный закон об НКО, принятый в 2012 году. Он обязывает все некоммерческие организации, получающие денежные средства из-за рубежа и принимающие участие в политической деятельности, регистрироваться в качестве "иноагентов". Минюст признал таковыми уже более 50 организаций.

Многие отечественные НКО неоднократно выражали несогласие с таким положением и обращались в этой связи с жалобами в различные инстанции, в том числе в Европейский суд по правам человека. При этом до недавнего времени было невозможно выйти из списка "иноагентов". Закон, который позволил это делать, появился в феврале 2015 года.

Кроме того, власти России огласили патриотический "стоп-лист", в который вошли "нежелательные" организации. В июне вступил в силу закон, который позволяет присваивать иностранным и международным неправительственным организациям статус "нежелательных в России" и запрещать им работу в стране, если они представляют угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности государства.