Министр печати Михаил Лесин пообещал отнять привилегии у государственных СМИ
Архив NTVRU.com
 
 
 
Лесин заставит ОРТ выплатить долг в 100 млн. долларов
Архив NTVRU.com
 
 
 
Первой жертвой кампании за равенство форм собственности может стать ОРТ
Архив NTVRU.com
 
 
 
Гендиректор телекомпании Константин Эрнст
Архив NTVRU.com
 
 
 
Правительство требует от ОРТ начать расплачиваться по кредиту в 100 млн. долларов, который в 1999 году выдал ей Внешэкономбанк
Архив NTVRU.com

На прошлой неделе министр печати Михаил Лесин пообещал отнять привилегии у государственных СМИ. Первой жертвой кампании за равенство форм собственности может стать ОРТ, пишут сегодняшние "Ведомости". Правительство требует от телекомпании начать расплачиваться по кредиту в 100 млн. долларов, который в 1999 году выдал ей Внешэкономбанк.

В четверг пройдет годовое собрание акционеров ОРТ, контрольный пакет в котором принадлежит государству. На нем, по словам директора общественных связей компании Игоря Буренкова, акционеры должны договориться о том, как расплачиваться с ВЭБом.

Голосовать госпакетом акций премьер Михаил Касьянов поручил Лесину. Получить комментарий у министра "Ведомостям" не удалось, но замглавы аппарата правительства Алексей Волин сказал, что ОРТ вполне может расплатиться с банком за 3-5 лет. Да и гендиректор телекомпании Константин Эрнст на недавней конференции "Индустрия СМИ: направления реформ" убеждал коллег, что сейчас объем продаж рекламы превышает расходы канала.

Видимо, этой информацией располагает и нынешний глава ВЭБа Владимир Чернухин. Он сообщил "Ведомостям", что, скорее всего, кредит ОРТ реструктурируют на пять лет. Размер процентных выплат, по словам Чернухина, будет зависеть от позиции ЦБ. Волин тоже считает, что единственный оптимальный способ погашения долга ОРТ перед ВЭБом - определить проценты, составить график возврата кредита по годам и начать его выплачивать. Тогда, говорит чиновник, телекомпания сможет спокойно заняться бизнес-планированием.

ВЭБ выдал ОРТ кредит в январе 1999 года, когда ОРТ было на грани банкротства. По предложению тогдашнего гендиректора компании Игоря Шабдурасулова и ее совладельца Бориса Березовского, ОРТ получило кредит в размере 100 млн. долларов сроком на один год.

Деньги выделил Центробанк, а ВЭБ выступил оператором. Под кредит банк получил в залог - без права голосования - 13% акций ОАО ОРТ (по 6,5% из государственного и частного пакетов). Год спустя кредит был пролонгирован, и компания перестала обслуживать его. Несмотря на это, ВЭБ продлил срок возврата кредита и в 2001 году. С другими своими заемщиками - "Медиа-Мостом" и "НТВ-Плюс" - ВЭБ поступил решительнее.

Осенью 1999 году он отказался пролонгировать им кредит в 60 млн. долларов и заставил компании Владимира Гусинского расплатиться. Прошлой зимой, когда срок погашения кредита истек в очередной раз, расплатиться решило и руководство ОРТ, но не определило, как это сделать. Одну из схем тогда предложил теперь уже бывший глава ВЭБа Андрей Костин. Он, по словам собеседника "Ведомостей" в банке, предлагал, чтобы Центробанк предоставил ВЭБу еще один валютный депозит, ВЭБ купил бы на эти средства российские еврооблигации и прокредитовал ими ОРТ. Телекомпания держала бы эти бумаги до погашения, обслуживая кредит ВЭБа за счет купонных выплат. Средств от погашения еврооблигаций ОРТ должно было хватить, чтобы расплатиться с ВЭБом.

Сейчас из всех российских еврооблигаций с дисконтом (30%) торгуются только бумаги с погашением в 2030 году. Для реализации такой схемы ЦБ должен был бы предоставить ВЭБу депозит в 230 млн. долларов, а кредит ОРТ пролонгировался бы до 2030 года. Однако в Белом доме, по словам источника "Ведомостей", такой экзотической схемой были недовольны.

Судя по поведению рынка рекламы, возврат кредита не должен стать непосильной ношей для ОРТ. Российская ассоциация рекламных агентств оценила емкость рынка в 2001 году в 1,7 млрд. долларов - в полтора раза больше, чем в 2000 году. Около трети этой суммы пришлось на долю телевидения. На ОРТ и в компании "Видео-интернешнл" - эксклюзивном продавце рекламного времени на канале - отказались назвать объем рекламных сборов ОРТ. Однако, по словам источника "Ведомостей", близкого к ОРТ, в прошлом году эта цифра составила около 150 млн. долларов, а в этом году она может удвоиться.

Лесин: дотации СМИ необходимо прекратить

В интервью "Известиям" Михаил Лесин заявил, что в России необходимо создавать равные конкурентные условия для всех СМИ, прекращать дотации, выравнивать тарифы, цены. "Но невозможно сделать это вот сейчас, сразу. Нужно проработать механизмы перехода", - сказал он.

Лесин отметил, что сейчас на рыке существуют три вида собственников СМИ: государство и связанные с ним структуры, олигархи, а также собственно медиа-коммерсанты. Соотношение этих трех основных игроков на медийном рынке министр оценил как 30:30:40.

Министр убежден, что, несмотря на "разгосударствление" медийной сферы, у государства должна остаться возможность развивать СМИ. Например, государство может создавать специализированные каналы - такие, как детский спортивный телеканал. "Поэтому я допускаю создание телеканалов на государственные деньги с последующей возможной приватизацией", - отметил глава Минпечати.

Он подтвердил, что в будущем необходимость в его ведомстве сможет отпасть, и большая часть функций перейдет от министерства к общественной организации. Однако он не назвал критерии, по которым можно определить готовность рынка СМИ к упразднению Минпечати: "Нет таких критериев, и не хочется мыслить "от сих до сих". Когда сложится ситуация - мы все это увидим. Рынок увидит".

Михаил Сеславинский: чтобы государство ушло с рынка СМИ, нужен полноценный рекламный рынок

Первый замглавы Минпечати Михаил Сеславинский в интервью "Независимой газете" заявил, что для ухода государства с рынка СМИ нужен полноценный рекламный рынок, и денег этого рынка должно хватать на все действующие СМИ.

"Конечно, та идея, которая была высказана, была заявлена как гипотеза, как демонстрация либерального вектора, который пытается претворить в жизнь министерство", - сказал он.

По мнению Сеславинского, "сегодня нет необходимости в том, чтобы существовало столь масштабное ведомство со столь масштабными функциями". Вместе с тем, сказал замминистра, государство имеет право на свои СМИ, но этих СМИ не должно быть много.

"Формула, которая предложена министерством √ один канал, одно информационное агентство, одна газета, одна радиостанция, - представляется наиболее оптимальной. Мы приступаем к ее осуществлению", - сказал Сеславинский.