В России нарастает гражданская активность, которая может выплеснуться в протестную, пишет газета "Коммерсант", ознакомившись с данными социологов
Global Look Press
 
 
 
57% опрошенных заявляли, что в той или иной степени причастны к политическому действию. Из них 12% уже предпочли "деятельные формы участия" - от интернет-сообществ политических единомышленников до членства в партиях
Moscow-Live.ru
 
 
 
Еще 45% проявляют интерес к политике, но не выходят за рамки эпизодической и преимущественно "парадной" включенности (обсуждают политику в своем кругу и целенаправленно ходят на выборы
Moscow-Live.ru

В России нарастает гражданская активность, которая может выплеснуться в протестную, пишет газета "Коммерсант", ознакомившись с данными социологов. По их опросам, проведенным в марте, подавляющее большинство россиян (79-81%), "участвующих в деятельности неполитических общественных организаций, в той или иной форме включены и в политическую жизнь страны".

57% опрошенных заявляли, что в той или иной степени причастны к политическому действию. Из них 12% уже предпочли "деятельные формы участия" - от интернет-сообществ политических единомышленников до членства в партиях. Еще 45% проявляют интерес к политике, но не выходят за рамки эпизодической и преимущественно "парадной" включенности (обсуждают политику в своем кругу и целенаправленно ходят на выборы).

Исследование проводили ученые Института социологии РАН при поддержке Института социально-экономических и политических исследований. Невзирая на нынешний спад протестной активности граждан, они не исключают ее нарастания. В ходе опросов выяснилось, что уже сегодня протестовать в защиту экономических и социальных прав готовы 40% жителей сельских поселений и 45% жителей поселков городского типа. При этом среди жителей мегаполисов, где преобладает "ядерный" протестный электорат, к этому готовы лишь 26%.

Но у жителей глубинки "существенно меньше" возможностей добиться эффекта легальными формами протеста. Социологи не исключают возврата "таких архаичных форм выражения своего недовольства, как стихийные бунты, погромы". Очевидно, как это было в Бирюлево, Пугачеве и Новохоперске.

Кроме того, опросы показали, что "сегодня происходит латентная легитимация радикальных форм политической борьбы - все больше граждан считают допустимой мерой защиты своих прав формирование боевых отрядов (рост с 25% в 2012 году до 28% в 2014-м)". Социологи подчеркивают, что "агрессивный дискурс перестает восприниматься как маргинальный".

В сложившихся условиях крайне важен диалог "государственных институтов и граждан", считают социологи. По их опросам, среди россиян очевиден "запрос на "сильную руку", но это не означает запроса на "закручивание гаек".

Между тем, судя по принимающимся законам, власти нацелены как раз на последнее. Взять хотя бы закон о митингах, принятый летом 2012 года и предполагающий существенные штрафы для граждан за нарушения в ходе проведения массовых акций.

Впрочем, пока, по данным соцопросов, рейтинг действующей власти довольно высок, во многом за счет недавнего присоединения Крыма. Тем не менее некоторые эксперты прогнозируют, что эйфория продлится недолго. Уже к ноябрю она начнет превращаться в раздражение и агрессию, заявил в интервью изданию Slon глава "Левада-центра" Лев Гудков. От себя добавим, что не исключено, что на росте протестных настроений скажутся и результаты предстоящих в сентябре муниципальных выборов, после которых почти наверняка останется немало недовольных.