Форо́сский парк
DepositPhotos / Timofeevich

Минприроды Крыма вносит активные изменения в законодательство, фактически легализовав застройку в Форосском, Воронцовском, Ливадийском, Харакском парках, а также в парке Мелласа. Мнение местных жителей при этом не учитывается, публичные слушания не проводятся, а чиновники прикрываются словами об "украинских и западных провокаторах", которые "раскачивают ситуацию", пишет "Новая газета".

В конце февраля сотни жителей Фороса вышли на несогласованную акцию протеста против застройки Форосского парка, требуя остановить вырубку деревьев и начавшееся строительство то ли спортивного дворца, то ли детского лагеря. После того, как акции протеста стали регулярными, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пообещал "проверить информацию о вырубке деревьев". Однако приехавший на место глава Крыма Сергей Аксенов лишь заявил, что строительство ведется законно, а другие чиновники, в том числе мэр Ялты Янина Павленко, в очередной раз заявили об "украинских и западных провокаторах", которые "раскачивают ситуацию".

В 2016 году расположенный в Форосском парке санаторий "Форос" был продан за 1,4 млрд рублей Федерации профсоюзов Татарстана, фактическим же его приобретателем стала компания "Татнефть", которой также принадлежит хоккейный клуб "Ак Барс". Фактическим застройщиком Форосского парка является компания, которая также называется "Ак Барс", хотя разрешения на строительство получала другая организация - ГУП "Татинвестгражданпроект".

Подготовку к масштабной застройке местные жители заметили еще в ноябре. После сноса седьмого корпуса санатория в парке пронумеровали деревья и запустили туда тяжелую технику. Тогда в ответ на обращения местных жителей в горсовете Ялты заявили, что пока никакого проекта нет и речь идет о реконструкции корпуса, однако со временем она превратилась в полномасштабную стройку с вырубкой деревьев.

Выяснилось, что в парке запланировано строительство восьмиэтажного жилого корпуса, трехэтажного административно-жилого корпуса, четырехэтажного спорткомплекса, здания бассейна, трехэтажной столовой, нового футбольного поля, сцены-амфитеатра, волейбольной площадки и ряда подсобных помещений. Как объяснила член инициативной группы по защите парка Елена Терновская, проект меняли несколько раз. Например, в ноябре жители обнаружили на сайте минприроды Крыма концепцию, которая предусматривала возведение 90 объектов, включая виллы, гостиницы и ледовый каток, и была датирована 2017 годом.

Строительство начали без публичных слушаний. Представитель застройщика Кира Маслова пояснила, что все необходимые документы для строительства имеются, а в перспективе парк никто огораживать не будет. Но уже спустя несколько дней в парке начали возводить забор, который перекрыл доступ почти к половине территории. Местным жителям доступ в парк ограничили, разрешив находиться здесь лишь 50 отдыхающим одновременно.

9 марта в Форос во второй раз прибыл глава Крыма Сергей Аксенов, проведя встречу с активистами в самом парке. Собравшиеся потребовали согласовать протестный митинг 18 марта, в день присоединения Крыма к России, однако им отказали. Аксенов также не смог объяснить, почему не было согласовано само строительство в парке, и заявил, что этим должен был заняться ныне покойный глава глава Ялты Иван Имгрунт, который умер 18 октября 2020 года. Он также не стал отвечать на вопрос, почему администрация не намерена провести общественные слушания сейчас, и заверил, что стройка ведется на законных основаниях, пообещав компенсационное озеленение. Где оно будет проводиться, Аксенов не уточнил.

Одна из защитниц парка рассказала, что застройка такого рода ведется по всему южному берегу Крыма, включая Меллас, Харакс и Мисхор, причем мнения местных жителей не спрашивают ни в одном из случаев, пользуясь изменениями в положении о парках, разрешающими масштабное капитальное строительство. Активисты потребовали наложить мораторий на ведущееся строительство и организовать доскональную проверку, а затем и восстановление разрушенных территорий, а также провести инвентаризацию состояния парков на Южном берегу Крыма и разработать их охрану от застройки по аналогии с законодательством о Байкале. Сергей Аксенов попытался объяснить, что от строительства детского лагеря местные жители только выиграют, но его слова были встречены недовольным гулом.

9 марта жители Фороса получили ответ из Минприроды РФ, в котором говорится, что министерство природных ресурсов Крыма издало приказы об изменении положений о парка-памятниках на всем полуострове, фактически легализовав застройку. Однако в Минприроды РФ уверяют, что эти изменения могут получить законную силу только в том случае, если из них будут исключены поправки, допускающие размещение в парках объектов капитального строительства и их реконструкцию. Эти замечания в Крыму были проигнорированы.

"В связи с вновь поступившей информацией от федеральных органов власти объявляем вотум недоверия республиканскому минприроды и требуем аннулировать все приказы минприроды Крыма, позволяющие застройку ООПТ", - заявила активистка. Сергей Аксенов заявил, что в Крыму работают сотрудники Генпрокуратуры и что все стройки на расстоянии 500 метров от моря приостановлены, однако расстояние от некоторых стройплощадок в Форосском парке до моря составляет намного меньше 500 метров.

В парке Харакс, расположенном в поселке Гаспра, готовится строительство девятиэтажного дома прямо на берегу моря. Одна из местных жительниц рассказала, что "до ужасного состояния" доведена и территория санаторий "Ясная Поляна", находящегося в парке усадьбы "Романтическая Александрия". Гаспринцы полагают, что реконструкцию не проводят специально, чтобы потом снести санаторий и окружающие его объекты культурного наследия, а на их месте начать строительство. С середины прошлого года местных жителей и туристов прекратили пускать в парк санатория "Меллас". После обращений в природоохранную прокуратуру вход ненадолго открывали, но затем под разными предлогами закрывали снова.

Как выяснили жители, на территории парка идет масштабная стройка. На месте двух старых корпусов строят многоэтажки, а лесную территорию, которая примыкает к парку, хотят застроить коттеджами. После обращения в региональные министерства природы и жилищной политики выяснилось, что никаких разрешительных документов на стройку нет, зато приказом минприроды Крыма от 3 июля 2020 года была разрешена застройка и реконструкция зданий, "включая увеличение этажности на территориях парков ООПТ, в частности парка Харакского, на 20%". Вопреки логике чиновники и застройщики называют строительство многоэтажных типовых зданий в исторических приморских парках "развитием территории", а пока что не пускают на территорию парка даже журналистов и уверяют, что коттеджи будут строить "на землях, не имеющих статуса ООПТ".

Как выяснили журналисты, положение о парках было изменено летом 2020 года, после чего на территории 28 памятников садово-паркового искусства можно вполне легально заниматься капитальным строительством: строить гостиницы, увеличивать этажность существующих корпусов санаториев, возводить трехэтажные магазины и рынки. А в некоторых случаях разрешено даже индивидуальное жилищное строительство в границах территории ООПТ.

Так, из положения о Форосском парке исключен пункт, согласно которому при использовании территории парка главным приоритетом остается его сохранность, а также запрет на повреждение или уничтожение газонов и цветников. Эта поправка узаконила уничтожение большого розария с пальмами, редкими видами елей и декоративным бассейном, которые находились перед зданием седьмого корпуса.

Также был исключен запрет на изменение границ и целевого использования земель парка. Это позволило застройщику заниматься "строительством в пределах существующей застройки и ровных площадок", застроив волейбольную и видовую площадки перед Зимним клубом, танцплощадку возле Летнего кинотеатра, площадку под цветником возле корпуса N 7.

Кроме того, из задач по содержанию парка исключили "сохранение малых архитектурных форм и скульптур", а многочисленные парковые фонтаны, скульптуры, декоративные бассейны, цветные вазоны, беседки, оригинальной формы мостики на прудах, поддерживающие единую стилистику всего парка, остались без защиты. В новой редакции документа природоохранная зона потеряла 3,03 га, а 25 декабря минприроды Крыма разрешило застраивать Форосский парк высотками до 8 этажей.

Более того, уже после встреч местных жителей с чиновниками Минприроды продолжило вносить изменения в законодательство в пользу застройщика. В положении о Воронцовском парке говорится, что его общая территория - 40 га, однако 9,17 га находится в пользовании у сторонних лиц. Сегодня в положение внесены изменения, согласно которым на нескольких участках по краям парка разрешено индивидуальное жилое строительство и "гостиничное обслуживание".

Один из участков, на 4 сотки, может быть застроен на 50% трехэтажным зданием. Другой, на 16 соток, может быть застроен на 1% и зданием высотой всего в один этаж. Еще один участок площадью 9,8 га, который может быть использован под строительство гостиницы. По документам этот участок находится на границе парка, но фактически является его территорией. На еще одном участке, расположенном прямо на берегу моря, в шаговой доступности от Воронцовского дворца, можно построить двухэтажное здание. Еще четыре сотки на берегу моря неподалеку разрешено использовать под строительство магазина.

Площадь Гурзуфского парка составляет 12 га. Здесь разрешена санаторная и курортная деятельность. Предельная высота зданий, строений и сооружений при реконструкции объектов составляет не более 10 этажей, при строительстве новых объектов - не более 4 этажей. И застроено может быть до 30% всего парка.

Проблемы могут возникнуть и у парка Ливадийского дворца: один из его участков площадью 15 соток, может быть застроен на 80%, а еще один участок в 20 соток около свитского корпуса N 9 - на 30%. А Гурзуфский парк может быть застроен примерно на треть площади, которая сейчас составляет 12 гектаров. "Судя по всему, строительный бум в зеленых зонах Крыма только начинается", - констатируют журналисты.

Ранее "Новая газета" рассказала о массовых захватах земельных участков, полученных жителями нескольких районов полуострова до присоединения к России. Разобраться в запутанной истории с законодательством власти не готовы, а при захвате участков используют в том числе ОМОН, заявляя, что у участков имеется другой собственник.

Похожая ситуация сложилась в Севастополе: в конце 2016 года члены 30 севастопольских дачных, садовых и жилищно-строительных кооперативов получили иски от прокуратуры и городского департамента по земельным и имущественным отношениям (ДИЗО). В исках говорилось, что земля при Украине выдавалась жителям города незаконно, так как якобы относилась к зонам лесного фонда и охранным зонам культурного наследия. Прокурор Балаклавского района Дмитрий Запорожец заявлял, что правом выделять землю в Севастополе при Украине обладала не администрация, а городской совет. Уже полученные собственниками российские документы о праве на землю суд объяснил ошибкой их оформителей.