Больше половины всех существующих в России коммерческих структур воруют - не платят налоги, прячут деньги в офшорах. Такое мнение высказал в интервью радио "Комсомольская правда" профессор МГУ, экономист Марат Мусин
kp.ru
 
 
 
Оказалось, что 738 тысяч из них в своей финансовой отчетности имеют признаки хищений и легализации. При этом в 80% случаев это сделали 5% самых богатых компаний
Первый канал
 
 
 
Если брать аналогию с ЮКОСом, то все первые лица этих фирм должны сесть на срок от 5 до 10 лет
НТВ

Больше половины всех существующих в России коммерческих структур воруют - не платят налоги, прячут деньги в офшорах. Такое мнение высказал в интервью радио "Комсомольская правда" профессор МГУ, экономист Марат Мусин. Вместе со своими студентами и коллегами он проанализировал работу более миллиона компаний, работающих в России.

"Оказалось, что 738 тысяч из них в своей финансовой отчетности имеют признаки хищений и легализации. При этом в 80% случаев это сделали 5% самых богатых компаний. И если брать аналогию с ЮКОСом, то все первые лица этих фирм должны сесть на срок от 5 до 10 лет", - говорит экономист, добавляя что, согласно полученным результатам, не воруют лишь около 500 тысяч фирм.

Не в чем упрекнуть и большинство бюджетных организаций, но в данном случае причина банальна - там просто нечего красть. Хотя примерно треть бюджетных учреждений, по данным профессора, втянута в сомнительные финансовые операции. Так, Мусин и его коллеги обнаружили почти 89 млрд рублей, "отмытых" для бюджетников через "фирмы-однодневки" - однако не уточняется, за какой период. "Руководители остальных увлеченно заносят деньги в высокие кабинеты, чтобы им выделили больше казенных средств. А там, где дают много, как известно, и крадут больше", - говорит Мусин.

Возвращаясь к воровству в коммерческих структурах, экономист рассказал, что порядка 27% ВВП - это примерно 15 трлн рублей - прошли мимо казны только за последние несколько лет. А если рассматривать данные за весь постперестроечный период, то всплывают невообразимые суммы.

"По неофициальным данным одного из финансовых ведомств, с 1992 года вывезли за рубеж около 3,17 трлн долларов (примерно 100 трлн рублей, или почти 10 годовых бюджетов нашей страны). Кроме того, есть и так называемые "карманные деньги", которые украдены через фирмы-однодневки и остались в России. Они пошли на то, чтобы купить дорогую машину, коттедж и так далее. Но за рубежом оседает примерно в пять раз больше", - говорит профессор. Схема проста: например, тонна целлюлозы продается на экспорт за 250 долларов, а по ту сторону границы уже стоит 350 долларов. Разница остается в офшорной посреднической фирме, которая не должна платить налоги в российскую казну.

На самом деле, выявить вора не так уж и сложно, полагает экономист. "Суть всех коррупционных схем в том, что на каком-то этапе вы должны деньги физически украсть. Вот эту точку и надо засечь. К примеру, если у вас подпольный цех по производству наркотиков, то наступает момент, когда вы должны вбросить эти грязные деньги в легальный сектор экономики. Возникает точка - фирма специального назначения. А у любой однодневки есть характерные особенности, которые отличают ее от честных компаний", - поясняет профессор.

Мусин предлагает несколько способов мер по борьбе с коррупцией. Во-первых, как французский президент Шарль де Голль (боролся с судьями), в один день всех уволить, а на их место поставить новых людей, специально подготовленных, молодых. Во-вторых, государство должно помогать талантам. Например, если бизнесмен работает честно, создает рабочие места, то его нужно освободить от налогов, чтобы дать возможность развиваться: "А то бизнесменам все, кому не лень, палки в колеса вставляют, а у какого-нибудь малоизвестного чиновника, который ничего не сделал, миллионы на счетах и особнячок в Лондоне". Предприниматели тоже не ангелы, но их честность зависит от честности проверяющих, уверен Мусин. Однако тот широкий круг лиц, который с коррупцией должен бороться, в переменах не заинтересован: "Вся система построена на откатах, распиле и коррупции... Их дети учатся в Лондоне, а деньги лежат на счетах в зарубежных банках. Какой им смысл что-то менять?".

"В нынешней модели проедания национального богатства мы долго не протянем. Какого черта мы сырую нефть на Запад гоним? Мы должны шины, полипропилен и другие продукты нефтехимии экспортировать...Но не выходит... Нельзя одновременно делать дешевую и качественную продукцию и строить себе домик в Ницце на украденные деньги. А продажа сырья это позволяет", - считает профессор.

Но долго так продолжаться не может, уверен Мусин. Он приводит в пример США, активно содействовавших государственным переворотам в арабских странах на севере Африки - американцы использовали коррупцию, нагнетавшую общественное недовольство, чтобы оккупировать богатые ресурсами страны.

"Они будут использовать любые противоречия в социуме, которые, между прочим, у нас заметно обостряются. А в том, что интерес иностранных государств к нам очень большой, сомневаться не стоит. В нашей стране находятся 25% мировых природных богатств и всего 2% мирового населения", - подытоживает экономист.