Конец лета и начало осени – самый сезон на свадьбы. В Москве к традиционным брачным процедурам в последнее время все чаще добавляется подписание между молодоженами особого контракта, пишет газета "Новые Известия"
RTV International
 
 
 
Как выяснили социологи, отношение к этой относительно новой для нас реалии у россиян вполне позитивное. Почти половина наших соотечественников убеждена, что регулирование материальных и финансовых отношений между супругами обязательно либо желательно
newizv.ru
 
 
 
Опыт многих западных стран показывает, что все больше людей, вступая в брак, предпочитают оформлять свои отношения не только в церкви и в органах регистрации, но и у нотариуса, который заверяет брачный контракт молодоженов
Архив NEWSru.com

Конец лета и начало осени – самый сезон на свадьбы. В Москве к традиционным брачным процедурам в последнее время все чаще добавляется подписание между молодоженами особого контракта, пишет газета "Новые Известия".

Как выяснили социологи, отношение к этой относительно новой для нас реалии у россиян вполне позитивное. Почти половина наших соотечественников убеждена, что регулирование материальных и финансовых отношений между супругами обязательно либо желательно.

Опыт многих западных стран показывает, что все больше людей, вступая в брак, предпочитают оформлять свои отношения не только в церкви и в органах регистрации, но и у нотариуса, который заверяет брачный контракт молодоженов. "Это связано с тем, что повышается средний возраст вступающих в брак, – рассказал семейный психолог Александр Горин. – Когда человеку перевалило за 30, он уже не так категоричен, как в 18 лет. У него есть определенный жизненный опыт, и он понимает, что даже самый прочный союз может дать трещину, да и жизненные обстоятельства могут быть самыми непредсказуемыми. К тому же к 30 годам люди уже обычно имеют самостоятельно нажитое имущество или накопления и знают им цену, поэтому предпочитают подстраховаться".

Точных данных о том, сколько пар от общего числа молодоженов предпочитают документально улаживать имущественные отношения, нет. Однако неофициальные подсчеты говорят о том, что их доля составляет 10–15%, причем весьма значительная часть подписания контрактов приходится на повторный брак. "Опыт таких стран, как Франция, Польша, где этот институт имеет продолжительную историю, показывает, что брачные договоры не имеют широкого распространения", – поясняет адвокат Валерия Василенко.

В России возможность заключать такие контракты появилась лишь в 1996 году. Предпосылку дал Гражданский кодекс, в котором прописывалось, что имущество, нажитое во время брака, является совместной собственностью супругов, если договором между ними не установлен иной режим владения этим имуществом. Иными словами, если пару не устраивает, как владение их семейным имуществом регулирует закон, они могут по обоюдному согласию внести в этот процесс свои коррективы. Какие именно и как это делается, было прописано в Семейном кодексе, начавшем действовать десять лет назад.

Мнение россиян относительно этого вопроса до сих пор неоднозначно. По данным исследовательского центра ROMIR Monitoring, подписание контракта об имущественных правах супругов обязательным при заключении брака считают 19,6% граждан страны. Желательной эту процедуру находят 25,5% россиян. Не обязательным брачный контракт считают 42% респондентов. Что же касается не теории, а практики, то доля пар, реально подписывающих такой договор, значительно меньше. Ежегодно в России заключается около миллиона браков, при этом число обратившихся в юридические конторы для составления этого документа исчислялось до недавнего времени сотнями. Сегодня лед тронулся, но явно недостаточно для того, чтобы говорить о том, что практика становится массовой.

По мнению социологов, это вызвано не столько романтическим предсвадебным настроем наших соотечественников, сколько их материальным положением. "В развитых странах 70% брачных контрактов приходится на союзы среди представителей среднего класса, – рассказала социолог Наталья Сенько. – Российский же средний класс до сих пор находится в процессе формирования. А остальным категориям, как правило, просто нечего прописывать в контракте. У них нет ничего, кроме зарплаты каждого из них, которой хватает лишь на товары первой необходимости". Еще одна важная причина – общая юридическая безграмотность населения. То есть люди в курсе, что существует такой институт, знают, в чем его суть, осведомлены о плюсах и минусах, но брачный договор остается для них атрибутом заокеанской жизни, им и в голову не приходит, что подписать подобный документ могут не только голливудские звезды, но и они сами.

В настоящее время 90% российских брачных договоров заключается в Москве. Это связано не только с концентрацией в столице обеспеченных людей, но и с тем, что, заключая брак с иногородним, пусть даже любимым человеком, москвичи (а особенно москвички) часто опасаются за свое жилье. Остальные 10% приходятся на Санкт-Петербург и города, где расположены крупные производства или ведется добыча полезных ископаемых, драгоценных камней. "Инициаторами заключения брачных договоров являются, как правило, владельцы состояний, имущества или бизнеса, – рассказывает адвокат юридической компании "Право семьи" Екатерина Афанасьева. – Заключая брачный контракт, они страхуют свою собственность от чрезмерных аппетитов "второй половины". Бывают случаи некорректного поведения с их стороны, когда в договоре прописывается, что в случае развода жена или муж остаются ни с чем. Но, как правило, договор учитывает права обоих супругов приблизительно в равной степени".

Так, к примеру, в контракте может быть предусмотрено, что приобретаемая в браке квартира в случае развода делится между супругами поровну, если они вложили в нее равное количество средств. Если же она была куплена на деньги одного из супругов, то можно заранее определить, какая доля в ней отойдет ему, а какая – второй половине. То же самое касается акций, которые принадлежат, скажем, мужу. Он может как разделить их поровну, так и полностью забрать себе, выплатив при этом жене денежную компенсацию или приобретя для нее недвижимость.

Еще одна важная деталь: договор – не догма. Что написано пером, им же можно и исправить, причем в любое время. Правда, для этого нужно обоюдное согласие супругов, которое тоже должен зафиксировать нотариус.