Все авторы или издательства, публикующие учебники для школ, которые хотят, чтобы их книги попали в учебные заведения, должны отправить свои заявления в экспертную организацию до 1 марта 2007 года.
Напомним: уже второй год российские издатели отправляют школьные учебники на новую экспертизу в специальную комиссию. Чтобы попасть в класс, книгам придется пройти строгий отбор экспертов РАН и РАО. Книжки проверяют на соответствие образовательному Госстандарту, а также возрастным и психологическим особенностям школьников, пишет "Российская газета".
Квалифицированную экспертизу без проблем проходит менее половины всех книг, поступивших в комиссию. В некоторых специалисты обнаруживают более ста ошибок, часто - фактических.
До 1 октября 2007 года эксперты должны завершить проверку новой партии изданий. Если академики не примут положительного решения, книга не получит министерский гриф "Рекомендовано" или "Допущено" и не попадет в Федеральный перечень учебников на будущий учебный год. "Неправильно думать, что на экспертизу отправляют уже изданные учебники. Чаще всего это, так сказать, рукописи, книги, которые хотели бы стать учебниками, - пояснил директор Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Исаак Калина. - Нельзя любое написанное для школы произведение сразу называть учебником. Вот попадет в Федеральный перечень - тогда уже можно".
Министерские грифы закрепляются за учебниками на пять лет. По истечении срока действия - добро пожаловать на новую экспертизу. Кстати, авторы учебников, получивших гриф еще до объявления новых правил экспертизы, могут добровольно отдать книги на экспертизу. Такая инициатива только приветствуется.
Отметим, однако, что в перечне рекомендованных школьных учебников на 2007-2008 годы, который недавно опубликовало министерство образования РФ, могут содержаться книги с весьма грубыми ошибками.
По оценкам экспертов, сейчас в России более 60% рекомендованных Министерством образования учебников не соответствуют никаким стандартам. Фактические ошибки и безграмотность авторов приводят в ужас учителей. "Учебники по истории для школ нередко настолько переполнены информацией, что дети просто ничего не понимают, - сказала НИ преподаватель истории и культурологии одной из столичных школ Татьяна Смирнова. - Не понятно к чему школьнику знать, например, о разнице между пилигримажем и паломничеством. С другой стороны, некоторые вузовские учебники просто поражают огромным количеством околесицы. Неправильные даты - это еще полбеды. Приходится сталкиваться и с полным искажением информации".
К примеру, в учебнике "Культурология в вопросах и ответах" В.Полищука рассказано о "появлении моды на пирамиды у египтян". А в книге "Введение в культурологию" под редакцией Г.Драча повествуется о некой "экологической катастрофе в XIV веке на Руси, которая заставила часть славян выйти из лесов, поделив таким образом страну на городскую и лесную".
Сами издательства также отмечают низкое качество учебной литературы. По их словам, больше всего ошибок содержится в учебниках по экономике и политологии. "Учебников по этим дисциплинам миллион, - рассказала главный редактор издательства "Форум" Светлана Сильванович. - Нового сказать уже ничего нельзя. Однако каждый год появляются десятки авторов, переписывающих прежние учебники. В погоне за оригинальностью им приходится разбавлять общеизвестную информацию своими домыслами и выдумками. Министерство образования просто не справляется с таким потоком информации".
Писать школьный или вузовский учебник в нашей стране остается очень выгодным бизнесом, отмечают специалисты. Тем более что автором может стать любой человек. "Издательство, заинтересованное в прибыли, позаботится о продвижении его труда, - пояснил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Благодаря огромным тиражам и формальной экспертной проверке и автор, и издательство получают немалые деньги".
Учителям не понятно, как все это сочетается с нынешним правительственным курсом на улучшение и повышение образования в стране. "Больше половины рекомендованных учебников я бы ни за что не допустила в школу и вуз. Однако у министерских чиновников на этот счет совершенно другое мнение", - заключила Татьяна Смирнова.