Министерство обороны России лишилось последнего геостационарного спутника системы обнаружения стартов баллистических ракет "Око-1", являющейся частью системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН)
© РИА Новости
 
 
 
Последний аппарат 71Х6, запущенный под кодовым обозначением "Космос-2479", был утерян еще в апреле, а неполадки с батареей начались в самом начале года
© РИА Новости
 
 
 
Официальные представители войск воздушно-космической обороны, в чьем ведении находится Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Титова) дать ответ о нынешнем состоянии 71Х6 не смогли
© РИА Новости / Сергей Пятаков

Министерство обороны России лишилось последнего геостационарного спутника системы обнаружения стартов баллистических ракет "Око-1", являющейся частью системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), сообщает "Коммерсант" со ссылкой на источник в военном ведомстве.

По его словам, последний аппарат 71Х6, запущенный под кодовым обозначением "Космос-2479", был утерян еще в апреле, а неполадки с батареей начались в самом начале года. "Проводились все необходимые реанимационные мероприятия, но к успеху они не привели", - утверждает источник. В апреле спутник перестал передавать сигналы, тогда же было принято решение о снятии аппарата с боевого дежурства, оформленное позже в виде соответствующего приказа.

Официальные представители войск воздушно-космической обороны, в чьем ведении находится Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Титова, дать ответ о нынешнем состоянии 71Х6 не смогли. Газета сообщает, что спутник обошелся военным более чем в 1,5 млрд рублей, а сроки его изготовления составляли почти два года. При этом ожидалось, что время активного существования спутников этого типа составит пять-семь лет, но более пяти лет смогли продержаться только два из восьми, запущенных с 1991 года ("Космос-2224" и "Космос-2379").

В пресс-службе НПО имени Лавочкина, отвечавшего за создание спутника, изданию сообщили, что не уполномочены обсуждать военные программы.

Сейчас у российских военных на геостационарной орбите не осталось ни одного спутника системы "Око-1", хотя для полноценной ее работы требуется как минимум два аппарата. На высокоэллиптической орбите пока штатно работают два других аппарата системы "Око-1", 73Д6, но для полноценной работы необходимо шесть спутников. Имеющиеся способны выполнять свою работу только три часа в сутки.

При этом высокопоставленные военные чины называли эту спутниковую систему безнадежно устаревшей еще в 2005 году. В частности, об этом говорил занимавший должность заместителя командующего космическими войсками по вооружению генерал Олег Громов.

В октябре 2011 года нынешний глава Роскосмоса, а тогда командующий войсками ВКО генерал Олег Остапенко сообщал, что Минобороны не будет обновлять космический эшелон, а вместо этого создаст новую Единую космическую систему (ЕКС). Источники в ракетно-космической отрасли заявляли, что запуск первого спутника новой системы запланирован на 2013 год, однако этого до сих пор не произошло.

В российском военном ведомстве "Интерфаксу" сообщили, что первый спутник для ЕКС, как ожидается, будет запущен до конца этого года. "В дальнейшем планируется интенсивное наращивание возможностей орбитальной группировки благодаря запуску спутников нового поколения. Старые спутники, отработав свой срок, будут выводиться из состава группировки", - сказал собеседник агентства.

"На высокоэллиптической орбите продолжают функционировать космические аппараты другого типа. Кроме того, задачи предупреждения о ракетном нападении надежно решаются наземными радиолокационными станциями "Воронеж-М" и "Воронеж-ДМ", расположенными в Калининградской, Ленинградской, Иркутской областях, Краснодарском крае и других регионах страны. Есть также станция загоризонтной локации в Нижегородской области", - пояснил источник, подчеркнув, что потеря спутника не повлияет на надежность функционирования российской системы предупреждения о ракетном нападении.

По оценке специалистов, после приема ЕКС на вооружение система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) будет обладать более высокими характеристиками и сможет обнаруживать старты любых МБР, баллистических ракет подводных лодок, оперативно-тактических и тактических ракет, в том числе стран, стремящихся создавать и испытывать такие ракеты.

В состав ЕКС войдут космические аппараты нового поколения, а также модернизированные командные пункты, обеспечивающие управление орбитальной группировкой, прием и автоматическую обработку специальной информации.

Система "Око-1"

"Око-1" представляет собой спутниковую систему обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет, входящую в состав космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении. Состав полной группировки неизвестен в связи с ее военным назначением. Включает в себя спутники второго поколения "Прогноз 71Х6" (УС-КМО — Управляемый Спутник Контроль Морей Океанов) на геостационарной орбите.

Головным разработчиком системы является ЦНИИ "Комета", разработчик бортовой аппаратуры - ГОИ им. С.И.Вавилова и ВНИИТ, разработчик космических аппаратов - НПО имени Лавочкина. Космические аппараты системы выводились на орбиту при помощи ракеты-носителя "Протон-К".

Работа над первым поколением "Око" велась в 1972-1979 годах, аппараты этой системы запускали с 1975 по 1997 годы. В 1979 году началась работа по проекту "Око-1". Развертывание системы УС-КМО началось в феврале 1991 года. Через пять лет система "Око-1" с КА УС-КМО на геостационарной орбите была принята на вооружение российской армии.

В отличие от первого поколения системы "Око", которая служила только для обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет (МБР) с военных баз на территории США, УС-KMO также позволяет зарегистрировать запуски баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) с морской поверхности. Передвижения ракет улавливаются при помощи инфракрасного телескопа и солнечного защитного экрана.

Полная группировка спутников должна включать семь спутников на геостационарных орбитах и еще около четырех спутников на высоких эллиптических орбитах.

Всего было запущено восемь аппаратов УС-КМО, первый из которых стартовал 14 февраля 1991 года. Запуск последнего аппарата УС-КМО состоялся 30 марта 2012 года с космодрома Байконур.