Штурман российского бомбардировщика Су-24, капитан Константин Мурахтин заявил, что его самолет, выполняя задачу в небе над Сирией, не мог нарушить турецкое воздушное пространство
Reuters
 
 
 
Российский Су-24 был сбит на границе Турции и Сирии утром 24 ноября
Reuters
 
 
 
Атаку провели истребители F-16 турецких ВВС. В результате инцидента Мухтарин выжил, а его коллега погиб
Reuters

Штурман сбитого Турцией российского бомбардировщика Су-24 капитан Константин Мурахтин заявил, что его самолет, выполняя задачу в небе над Сирией, не мог нарушить турецкое воздушное пространство. Он рассказал российским журналистам, что экипаж не раз летал над районом инцидента и хорошо его знал.

Мурахтин исключил возможность даже непродолжительного нарушения Су-24 воздушной границы Турции, которое турецкие вооруженные силы называют причиной атаки на бомбардировщик. "Мы неоднократно там выполняли боевые полеты, знаем его как свои пять пальцев. Боевые задачи выполняли и обратно возвращались по обратному маршруту на авиабазу. Мне вообще как штурману известна там каждая высота. Могу ориентироваться даже без приборов", - заявил он.

Таким образом, летчик подтвердил слова Минобороны и подверг сомнению данные турецких силовиков, которые обнародовали карту предполагаемого маршрута Су-24.

Он также опроверг данные Турции о том, что экипажу было сделано якобы около десятка предупреждений. "Никаких предупреждений не было. Ни по радиообмену, ни визуально. Вообще не было контакта. Поэтому мы заходили на боевой курс в штатном режиме", - утверждает Мурахтин, слова которого приводит РИА "Новости". Не было даже радиопереговоров, подчеркивает телеканал "Звезда".

По его словам, турецкая ракета "пришла" в хвост самолета внезапно, и у экипажа не было возможности уклониться. "Мы даже визуально ее не наблюдали, чтобы успеть сделать противоракетный маневр", - сказал он."Если бы нас хотели предупредить, то могли бы показать себя, встав на параллельный курс", - уточнил Мурахтин.

Капитан указал, что после реабилитации он намерен остаться на службе в вооруженных силах РФ и продолжить выполнять задачи в составе российской авиационной группы в Сирии.

Заявления России и Турции о сбитом самолете

Российский Су-24 был сбит на границе Турции и Сирии утром 24 ноября. Атаку провели истребители F-16 турецких ВВС. В результате инцидента Мурахтин выжил, а его коллега погиб.

Руководство Турции настаивает, что Су-24 нарушил воздушное пространство страны, обосновывая таким образом действия своих ВВС. По словам турецких военных, российские пилоты были несколько раз предупреждены до начала атаки.

По данным Министерства обороны РФ, "нарушения воздушного пространства Турции не было" - самолет находился над сирийской территорией, участвуя в операции против террористической группировки "Исламское государство" (запрещена на территории РФ).

В свою очередь власти Турции указали, что на севере Сирии, где был самолет, нет боевиков "Исламского государства". Там живут сирийские туркмены - национально меньшинство Сирии, близкое к туркам. Власти страны заявили, что не позволят никому нападать на сирийских туркменов под предлогом борьбы с терроризмом. При этом как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, так и премьер-министр Ахмет Давутоглу настаивают, что не заинтересованы в ухудшении отношений с Россией.

Между тем президент РФ Владимир Путин назвал Турцию пособником терроризма и обвинил ее руководство в исламизации страны. Он предупредил, что нападение на Су-24 будет иметь "серьезные последствия" для российско-турецких отношений. Также российский президент сообщил, что на базу РФ в Сирии будет переброшен комплекс С-300.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал действия Турции преступными. В свою очередь, в МИД РФ сообщили, что послу Турции было сделано "жесткое представление". На ситуацию откликнулся даже Ростуризм - ведомство запретило продавать туры в Турцию после рекомендации МИДа отказаться от поездок в эту страну. Глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров назвал атаку "засадой".

Россия начала воздушную операцию против исламистов в Сирии 30 сентября 2015 года по просьбе сирийского президента Башара Асада. С первых дней операции в Сирии западные журналисты, эксперты и политики начали подозревать Россию в нанесении авиаударов по местам дислокации сирийской оппозиции и мирным кварталам. В Кремле эти заявления назвали информационными атаками.