Татарский националист, ставший первым осужденным по "сепаратистской" статье, попросил КС проверить ее нормы на соответствие Конституции
Города и Страны

Председатель Татарского общественного центра (ТОЦ) Рафис Кашапов, ставший первым россиянином, осужденным по ст. 280.1 Уголовного кодекса РФ ("Призывы к сепаратизму, публичные призывы к разжиганию ненависти и вражды по признаку национальности"), обратился в Конституционный суд РФ с просьбой проверить на соответствие Основному закону страны нормы этой статьи, предусматривающие ответственность за призывы к нарушению территориальной целостности России, даже если те не содержат призыва к насилию. Об этом сообщил "Ведомостям" адвокат Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы заявителя в суде.

По жалобе Кашапова, осенью 2015 года приговоренного к трем годам колонии за размещение в социальной сети "ВКонтакте" записей, в которых содержалась критика в адрес руководства страны, говорится, что с 2014 по 2016 год по этой статье было вынесено шесть приговоров, при этом троих осужденных приговорили к реальному сроку, а одного отправили на принудительное лечение.

Помимо Кашапова в числе осужденных оказались активистка Дарья Полюдова, якобы призывавшая в соцсетях добиться отделения Краснодарского края от России с его последующим присоединением к Украине, муниципальный депутат из Суоярвского района Карелии Владимир Заваркин, который на митинге за отставку губернатора поинтересовался у присутствующих, не стоит ли провести референдум и присоединиться к Финляндии, и страдающий психическим расстройством глава так называемой церкви Челябинского метеорита Алексей Морошкин, ратовавший за независимое Уральское государство, уточняется в публикации.

Все эти приговоры подтверждают вывод о том, что суды придают данной статье смысл, позволяющий преследовать граждан за ненасильственные по своему характеру высказывания, отметил Ахметгалиев. По его мнению, фактически это означает полный запрет на обсуждение темы территориальной целостности страны, что явно не отвечает требованию необходимости и соразмерности установленных законом ограничений.

Критика и постановка неудобных вопросов в публичном пространстве может быть неприятна для определенных лиц, но не опасна для общественных интересов, ведь критика - неотъемлемый и важный элемент демократического общества, отмечается в жалобе, направленной в КС по почте и в базе суда пока не зарегистрированной, говорится в статье.

Осужденные просто высказывали свое мнение

"Во всех этих делах обвиняемые не призывали к насилию, а высказывали критическое мнение, - подчеркнул Ахметгалиев в комментарии РИА "Новости". - Мы просим признать несоответствующей Конституции эту статью в том толковании, которое сложилось в судебной практике. За такие поступки должна быть уголовная ответственность, но когда призывов к насилию не было, а была высказана лишь критика действий власти, то за такие высказывания осуждать людей нельзя".

Совет по правам человека при президенте РФ (СПЧ) ранее просил ВС более четко разъяснить объективную сторону состава преступления по ст. 280.1, однако высшая судебная инстанция страны не стала этого делать, фактически легитимизировав сложившуюся судебную практику, поэтому ограничения свободы слова, вводимые оспариваемой статьей, явно несоразмерны общественной опасности высказываний, отмечается в жалобе.

Поводом для уголовного преследования Кашапова стали четыре его поста в соцсети "ВКонтакте", в которых он называл Крым оккупированной территорией, призывал "защитить Украину и весь тюркский мир" и "освободить Украину от оккупантов", а также сравнивал президента РФ Владимира Путина с нацистским лидером Адольфом Гитлером, уточняет Русская служба ВВС.

Сам Кашапов свою вину не признал и назвал дело сфабрикованным ФСБ. По его словам, он всего лишь критиковал Путина за присоединение Крыма к РФ и полагал, что возможное нахождение российских войск на Донбассе и Луганщине приведет к большой войне.

Кашапов и Полюдова ранее направили жалобы в Европейский суд по правам человека. Правозащитный центр "Мемориал" причислил обоих к политзаключенным.

Статья 280.1 была внесена в УК РФ в конце 2013 года и вступила в силу в 2014 году после присоединения Крыма к России.