Тепловизионный прицел "Канюк" - продукция предприятия ГК "Ростехнологии" - ОАО "Центральный научно-исследовательский институт "Циклон"
©РИА Новости / Алексей Бабушкин
 
 
 
Президент России Владимир Путин во время посещения ОАО "Центральный научно-исследовательский институт "Циклон", май 2012 года
©РИА Новости / Алексей Дружинин

"Новая газета" в понедельник, 26 февраля, опубликовала статью, в которой рассказывается о проектах в военной сфере сыновей генерала ФСБ Сергея Беседы и Романа Рогозина, которого вице-премьер Дмитрий Рогозин называл в Twitter своим племянником, а потом стал отрицать эту информацию.

Как выяснило издание, сын Беседы Алексей и предполагаемый родственник Рогозина имели отношение к компании, обязавшейся наладить стратегически важное для страны импортозамещение - выпуск матриц для тепловизора, применяемого в бронетанковых войсках, военной авиации, спецподразделениях.

Вице-премьер, курирующий ВПК в правительстве, еще в 2012 году пообещал, что в скором времени будет налажено производство собственных матриц. В 2013-м под эту задачу в подмосковном Щелкове была создана компания "Фотоэлектронные приборы", в совет директоров которой вошел "племянник" Рогозина. Офис компании расположился в здании государственного научно-исследовательского института "Циклон" (входит в госкорпорацию Ростех), производящего тепловизионные прицелы с помощью импортируемых матриц.

"Циклон" получил 50% в "Фотоэлектронных приборах", внеся в уставной капитал право пользования своим имуществом на общую сумму 385 млн рублей. Еще 50% в компании получила фирма, зарегистрированная на Кипре, - Rayfast Investments.

"Фотоэлектронным приборам" были выделены сотни миллионов рублей из бюджета. Половина долей предприятия меняли собственников в офшорах в Панаме и на Британских Виргинских островах. В конечном итоге владельцем компании оказался сын генерала Беседы Алексей.

Как долю в "Фотоэлектронных приборах" "подарили" панамской компании

"Новая газета" через человека, передавшего изданию The Intercept архив почты Алексея Беседы на сервисе mail.ru, получила доступ к документам о сделках офшорных компаний, к которым имели отношение сын генерала ФСБ и его работодатель - совладелец группы "Н-Транс" Константин Николаев.

Согласно этим документам, доля в "Фотоэлектронных приборах" оказалась, по сути, подаренной компании из Панамы Baron Commercial. За этой компанией могли стоять интересы Алексея Беседы и Александра Тарасова, занимавшего пост замдиректора государственного института "Циклон".

В сентябре 2013 года кипрская компания Rayfast Investments вместе с "Циклоном" учредили "Фотоэлектронные приборы". На тот момент 100% Rayfast Investments принадлежит фирме с Британ­ских Виргинских островов, Bluebell Invest­ments Trading. Судя по документам из почты Алексея Беседы, бенефициар Bluebell - ​Константин Николаев.

6 декабря 2013 года Bluebell продает 100% Rayfast Investments фирме из Панамы, Baron Commercial, за 10 тыс. долларов. За компанией Baron Commercial могли стоять интересы Алексея Беседы и Александра Тарасова. Через четыре дня Baron Commercial продает 50% Rayfast Investments фирме Rubyshine Ventures уже за 187 млн рублей (в то время 5,7 млн долларов). Бенефициаром Rubyshine Ventures был все тот же Константин Николаев. Таким образом, в результате сделки панамская компания получила 25% в "Фотоэлектронных приборах" и 187 млн рублей.

"Скромный" сын генерала

Впервые имя Алексея Беседы стало известно широкой публике в 2013 году, когда газета "Ведомости" обнаружила, что сын генерала ФСБ в возрасте 26 лет стал обладателем 4,3 га дорогой земли и усадеб в поселке Акулинино Московской области по соседству с "шубохранилищем" экс-главы РЖД Владимира Якунина.

Знакомые Беседы-младшего характеризуют его как скромного человека. По данным "Новой газеты", Алексей действительно не похож на сына влиятельного силовика. В его соцсетях нет фотографий шикарных машин или роскошных интерьеров, он продает подержанные вещи в интернете и зарегистрирован на каучсерфинге. Однако на имя Беседы-младшего записаны активы на сотни миллионов долларов.

В 2014 году Сергей Беседа, занимавший пост начальника Службы оперативной информации и международных связей ФСБ России, попал в санкционные списки США и Евросоюза как возможный куратор непризнанных республик Донбасса со стороны российских спецслужб. Тогда же была взломана почта его сына Алексея.

Архив почты Беседы-младшего обрывается летом 2014-го. С тех пор структура собственников Rayfast Investments менялась еще несколько раз, пока в 2016 году единственным владельцем кипрской компании не оказался Алексей Беседа. Теперь сыну генерала ФСБ принадлежит половина предприятия по производству матриц.

Из переписки следует, что с момента основания "Фотоэлектронных приборов" в совет директоров компании входил Роман Рогозин - человек, которого Дмитрий Рогозин называл в Twitter "племянником", говорится в статье.

В архиве почты есть проект письма вице-премьера на имя директора Внешэкономбанка с просьбой выделить кредит "Фотоэлектронным приборам". Вице-премьер не стал отвечать "Новой газете" на вопрос о том, лоббировал ли он интересы своего родственника, а сообщил, что никакого племянника у него нет.

Между тем в 2015 году завод по производству матриц для тепловизоров был включен в программу поддержки инвестиционных проектов правительства. Внешэкономбанк должен был выделить 2,3 млрд рублей под 11,5% годовых. При этом поручителями по кредиту выступали "Росэлектроника" и "Циклон". Тогда же государственный Фонд развития промышленности выделил "Фотоэлектронным приборам" кредит 500 млн рублей под 5% годовых.

Впрочем, кредит Внешэкономбанка так и не был выдан. По словам источника, в последний момент структуры Ростеха отказались предоставить залоги по кредитам.

"Племянник" Рогозина и сын генерала Беседы и раньше сотрудничали с совладельцем группы "Н-Транс"

По данным "Новой газеты", производство матриц для тепловизоров - не единственный опыт партнерства Константина Николаева с родственниками генерала Беседы и вице-премьера Рогозина.

Так, в 2010 году Николаев стал совладельцем группы компаний "Промтехнологии", которая построила завод по производству винтовок Orsis. Но с момента создания предприятия Алексей Рогозин работал в компании заместителем гендиректора.

В 2012 году, когда Дмитрия Рогозина назначили вице-премьером, курирующим ВПК, Алексей покинул пост замдиректора "Промтехнологий". Но через некоторое время его место на предприятии" занял "племянник" вице-премьера Роман, утверждает "Новая газета".

В 2012 году "Промтехнологии" приобрели доли в двух патронных заводах - ​Тульском и Ульяновском. Тогда же в их советы директоров вошли Александр Беседа (второй сын генерала ФСБ и брат Алексея) и заместитель генерального директора "Промтехнологий" Роман Рогозин, говорится в статье.