Европейский суд по правам человека частично принял заявление главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Суд коммуницировал заявление в той его части, где Лебедев жалуется на необоснованность его содержания под стражей без санкции суда в течение одной недели 2004 года. В то же время суд отказался принять к производству заявление в той части, где он жаловался на несоответствие его ареста 3 июля 2003 года Европейской конвенции по правам человека, пишет "Коммерсант" .
Евросуд решил рассмотреть по существу ту часть заявления, в которой Лебедев указывает на свое нахождение в СИЗО с 31 марта по 6 апреля 2004 года без решения суда. В этот период дело против него уже было передано Генпрокуратурой в Мещанский райсуд, но еще не было принято к производству конкретным судьей.
Кроме того, Евросуд признал обоснованными доводы заявителя о том, что на заседаниях судов, где решался вопрос о его нахождении под стражей, государством трижды "не были соблюдены его процессуальные гарантии". Например, 3 июля 2003 года ходатайство Генпрокуратуры об аресте суд рассматривал в отсутствие адвокатов. Евросуд предварительно также согласился с тем, что рассмотрение Мосгорсудом жалоб Лебедева на продление его содержания под стражей было слишком медленным.
Вместе с тем только что вернувшийся из Страсбурга адвокат Лебедева Евгений Бару считает, что повода для радости пока нет. "Пока нам радоваться особенно нечего, учитывая, что 2 июля исполняется три года, как мой подзащитный находится под стражей. Что же касается отказа в коммуникации Страсбургским судом части заявления, то, как мы понимаем, суд подходит к вопросу обоснованности взятия человека под стражу с формальных позиций: если предъявленное обвинение предусматривает лишение свободы на срок свыше двух лет, то и суд вправе подвергнуть обвиняемого аресту", - пояснил Бару.
На вопрос, есть ли надежда на условно-досрочное освобождение Лебедева, Евгений Бару ответил: "Я против иллюзий и склонен больше думать о появлении новых обвинений, чем об УДО".
Это уже второе заявление Платона Лебедева, которое Европейский суд частично принял к производству. Первое касалось действий, совершенных в 2003-2004 годах следственной группой Генпрокуратуры под руководством Салавата Каримова. В частности, задержания 2 июля 2003 года Лебедева в подмосковном госпитале, где он лечился от вегетативно-сосудистой дистонии. Первому заявлению Страсбургский суд придал "приоритетный характер" в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья Лебедева. Дата его рассмотрения пока не назначена.
Между тем третье и основное заявление Платона Лебедева в Евросуд о необоснованности вынесенного ему приговора (подано 20 марта этого года) пока не принято к производству. Так что точку в деле осужденного Лебедева Страсбургский суд поставит лишь через несколько лет.