Новый глава Минобороны Анатолий Сердюков занялся наведением порядка в армии - по крайней мере, в финансовой сфере
НТВ
 
 
 
Первой жертвой нового министра стал начальник Главного управления международного военного сотрудничества (ГУМВС) генерал-полковник Анатолий Мазуркевич. По его собственной версии, он "устал физически" и решение об отставке "принял самостоятельно, без каког
NATO
 
 
 
Сколько еще "уставших" от службы генералов окажется в ближайшее время в армии - об этом пока знает только новый министр Анатолий Сердюков
RTV International

Новый глава Минобороны Анатолий Сердюков занялся наведением порядка в армии - по крайней мере, в финансовой сфере. Популярный анекдот о том, что бывший глава Мебельторга поставлен в Минобороны лишь для мебели, оказался не смешным для генералитета (до прихода на госслужбу Сердюков работал на предприятии "Ленмебельторг"), пишет в понедельник газета "Московский комсомолец".

По инициативе министра в центральных структурах ведомства идет проверка финансовой дисциплины в отношении некоторых военачальников. Причем "трясут" не службы и главки, а конкретных должностных лиц. Занимается этим финансовая инспекция Минобороны с привлечением сотрудников Федеральной налоговой службы, которую ранее возглавлял Анатолий Сердюков.

- Сердюков стал председателем совета директоров волгоградского "Химпрома"

Первой жертвой нового министра стал начальник Главного управления международного военного сотрудничества (ГУМВС) генерал-полковник Анатолий Мазуркевич. По его собственной версии, он "устал физически" и решение об отставке "принял самостоятельно, без какого-либо давления". Однако, это не совсем так, утверждает МК.

По данным издания, после ухода Сергея Иванова с должности министра обороны, Анатолий Мазуркевич сильно загрустил. На днях его вызвали "наверх", на беседу, после которой он пришел расстроенным: сел, обхватил голову руками, сказал своим ближним, что уходит, и тут же написал рапорт. В СМИ появилась версия, что Мазуркевич идет вслед за Ивановым, так как является одним из его приближенных. Он всегда готовил для Сергея Иванова тексты речей к международным встречам.

Но, по информации МК, Мазуркевич был не столько человеком Иванова, сколько приближенным Андрея Чоботова - соратника Иванова, которого при каждом своем новом назначении Иванов тут же переводит вслед за собой. Сейчас Чоботов занял кресло начальника аппарата первого вице-премьера. В Минобороны он занимал аналогичную должность. В 2001 году именно с его помощью с поста начальника ГУМВС был убран заслуженный, но неудобный генерал Ивашов и поставлен "удобный" Мазуркевич.

ГУМВС всегда считалось в Минобороны структурой особой - чем-то вроде военного министерства иностранных дел. Кроме того, там крутились большие деньги. В середине 1990-х - порядка 23-25 млн долларов, в 2000-м - уже 147 млн. Распоряжаться ими мог только министр обороны. Они поступали на счет ГУМВС за обучение иностранных военных в вузах Минобороны РФ, за аренду российских полигонов для стрельб, за продажу запчастей, техники и вооружения, имеющихся в наличии в войсках (эти поставки шли через "Рособоронэкспорт"), и так далее.

Причем цены на услуги и товары устанавливало именно ГУМВC. Несколько лет назад представитель Минобороны Таджикистана рассказывал, что им дешевле обучать своих курсантов в вузах США или Китая, куда их приглашают чуть ли не бесплатно, чем в России, где с них дерут втридорога.

За технику и запчасти там тоже получали неплохую прибыль. Допустим, за какую-нибудь шестеренку к самолету или подлодке в войсках хотели получить по 100 долларов (командирам было чем дороже, тем лучше, так как часть денег от продаж возвращалась снова в войска). Но последнее слово всегда оказывалось за специалистами ГУМВС. Они смотрели, каков износ деталей, подсчитывали туда-сюда, а потом решали: продавать будем по 50 долларов. Дальше начинался торг, при котором можно было выторговать некую "дельту" и поделить ее между заинтересованными сторонами.

В общем, служба в ГУМВC имела множество соблазнов. Но за этим главком всегда очень внимательно следила военная контрразведка. Естественно, шло постоянное накопление компромата. Особенно на руководителей. Однако ход таким материалам возможно было дать лишь при определенном стечении обстоятельств. Например, при смене руководства, отмечает газета.

Таким образом, пока в Минобороны "рулил" Чоботов, негативная информация о делах ГУМВС придерживалась. Но как только он вслед за Ивановым ушел на повышение, контрразведка вместе с новым министром дала компромату ход.

Сколько еще "уставших" от службы генералов окажется в ближайшее время в армии - об этом пока знает только новый министр Анатолий Сердюков. Но, по данным издания, настроен он решительно и даже в срочном порядке привел с собой помощников из Федеральной налоговой службы (ФНС): руководителя Сводно-аналитического управления Алексея Перепелкина, главу Управления делами Виктора Грачева, Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Игоря Карпеля и Организационно-инспекторского управления Александра Сухорукова. Кроме того, советники экс-главы ФНС Татьяна Синилова и Игорь Медоев заняли аналогичные должности при министре обороны.

В ФНС пояснили, что в аппарате военного ведомства все эти люди теперь "занимаются выявлением нарушений и их устранением".

Сердюков стал председателем совета директоров волгоградского "Химпрома"

В прошлую пятницу совет директоров волгоградского "Химпрома" избрал председателем министра обороны Анатолия Сердюкова. Избрание чиновника никак не связано с его местом работы. "Химпром" накануне рапортовал о полной конверсии мощностей по выпуску боевых отравляющих веществ, а сам Сердюков выразил желание стать руководителем крупной компании еще в бытность главой Федеральной налоговой службы.

Судя по всему, Сердюков последовал формирующемуся во власти модному тренду: пост председателя совета директоров крупной компании является обязательным для обладателя крупной должности, пишет газета "Коммерсант".

До 1987 года волгоградский "Химпром" был одним из ключевых предприятий в советской индустрии производства химического оружия, и в этом свете назначение Сердюкова на новую должность могло бы выглядеть вполне объяснимым.

Впрочем, назначение министра обороны главой совета директоров "Химпрома" на деле не имеет отношения ни к военной химии, ни к обороне. На должность члена совета директоров АО Анатолий Сердюков был избран на собрании акционеров "Химпрома" 9 февраля - тогда он находился на посту главы Федеральной налоговой службы.

В биографии Сердюкова не удалось обнаружить ни малейших следов связей с химической промышленностью. Напомним, до прихода на госслужбу он работал на предприятии "Ленмебельторг", а с 1991 - гендиректором Санкт-Петербургской промышленной компании, не занимавшейся химией. Источники, знакомые с ситуацией на "Химпроме", сообщили, что выбор экс-главой ФНС компании, совет директоров которой он возглавил, произошел случайно: глава службы якобы избрал "Химпром" из списка предприятий с госучастием из разных отраслей. Получить комментарии Сердюкова по этому поводу не удалось.