В Кремле не стали комментировать заявление президента Франции о решении повременить с передачей России первого вертолетоносца Mistral, построенного на французских верфях
Moscow-Live.ru
 
 
 
"Я это не комментирую", - отрезал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на соответствующую просьбу журналистов
Russian Look
 
 
 
Сен-Незер, август 2014 года
Global Look Press

В отличие от депутатов и военных, в Кремле не стали комментировать заявление президента Франции о решении повременить с передачей России первого вертолетоносца Mistral, построенного на французских верфях, в связи с ситуацией на Украине.

"Я это не комментирую", - отрезал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на соответствующую просьбу журналистов. Также он отрицательно ответил на вопрос, поднималась ли тема Mistral на совещании его босса с руководством Минобороны и представителями оборонно-промышленного комплекса, состоявшемся 24 ноября в Сочи.

"Совещание было посвящено другим вопросам", - цитирует Пескова "Интерфакс".

- Западная пресса припомнила прежние "унизительные" оружейные сделки Франции

25 ноября Елисейский дворец распространил заявление французского президента Франсуа Олланда об отсрочке передачи первого Mistral России. "Президент считает, что нынешняя ситуация на востоке Украины по-прежнему не позволяет передачу России первого Mistral. В этой связи он посчитал необходимым отсрочить до нового распоряжение изучение запроса на разрешение поставки России первого Mistral", - говорилось в заявлении.

Глава французского МИДа Лоран Фабиус заявил со своей стороны, что отсутствие условий для передачи России первого вертолетоносца "совершенно очевидно". "Достаточно посмотреть, что происходит на Украине", - пояснил он в эфире одной из местных радиостанций. "Условия для поставки сейчас не выполнены. Это совершенно ясно", - сказал министр и отметил, что крайний срок поставки Mistral обозначен в контракте.

Замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил в тот же день: "Если не отдадут, будем судиться и выставлять штрафные санкции". А член комитета Госдумы по обороне Владимир Бессонов предложил наказать французов иным способом - запретить поставки французских вин в Россию, чтобы Франция наконец передала РФ корабли. "Даже разговоры об этом могут привести к желаемым результатам", - считает парламентарий.

Западная пресса оценила действия Олланда и припомнила прежние "унизительные" оружейные сделки Франции

Олланд принял это временное решение, прижатый к стенке давлением со стороны союзников, пишет Le Figaro. Причем на этот раз Елисейский дворец заговорил о "форс-мажорных обстоятельствах", чтобы оправдать новую отсрочку, отмечает французское издание.

Решение отложить поставку Mistral должно удовлетворить и европейских соседей России - Польшу и балтийские государства, а также союзников по НАТО, прежде всего США. Вместе с тем Париж готовится к тому, что Москва потребует компенсаций и обратится в суд, говорится в статье, выдержку из которой публикует InoPressa.ru.

Ранее СМИ сообщали, что контрактом предусмотрена возможность переноса срока сдачи корабля заказчику на три месяца. Благодаря этой лазейке миллиардные штрафные санкции за срыв сроков поставки наступят не 1 ноября, а значительно позднее. И это не единственная законная возможность затягивания сроков передачи первого Mistral: в тексте контракта при описании форс-мажорных обстоятельств к числу таковых отнесены и "действия французского правительства".

Сумма контракта на два десантных вертолетоносца, который Россия и Франция подписали 17 июня 2011 года, составила 1,2 млрд евро. Предполагалось, что первый корабль - "Владивосток" - будет передан Францией Военно-морскому флоту РФ 14 ноября 2014 года. Позднее сообщалось, что это случится до 27 ноября. Второй корабль - "Севастополь" - Париж планировал передать Москве в 2015 году.

В то же время The Business Insider называет ситуацию с Mistral очередной унизительной главой в истории французских оружейных сделок, напоминая, что в прошлые годы Париж совершил несколько крупных просчетов в этом плане.

"Возможно, память о них объясняет, хотя бы отчасти, почему французское правительство не спешит передавать России первый Mistral, пока на Украине продолжается кризис", - пишет американское издание и перечисляет "несколько моментов, которыми Франция менее всего гордится". Выдержку из статьи публикует InoPressa.ru

В первую очередь, это поставки ракет Exocet Аргентине. В начале 1980-х антикорабельные ракеты Exocet, которые трудно засечь радаром и сложно сбить, пользовались большим спросом, и их заказала аргентинская военная хунта, захватившая власть в 1976 году. К 1982 году Франция поставила Аргентине пять ракет. 2 апреля того же года аргентинские войска вторглись на Фолклендские острова, которые уже 150 лет удерживала Великобритания.

Тогдашний французский президент Франсуа Миттеран ввел эмбарго на продажу французского оружия и помощь Аргентине, но наличие ракет Exocet тревожило британское командование. И действительно, 4 мая 1982 года такой ракетой был потоплен британский эсминец Sheffield.

Другая история связана с поставками французских истребителей Ираку перед ирано-иракской войной 1984 года. "Компания Dassault вызвалась продать Ираку 24 модернизированных истребителя Mirage F-1, которые могли нести и запускать по две ракеты Exocet. Одновременно французское правительство согласилось "предоставить в аренду" Ираку пять истребителей Super Etendard из ресурсов своих ВМС", - приводится в публикации данные из прошлогодней статьи старшего научного консультанта Оборонного колледжа НАТО в Риме Пьера Разу под названием "Участие Франции в ирано-иракской войне".

Иран со своей стороны дал понять, что прибытие этих самолетов в Ирак будет равносильно поводу для объявления войны. Однако, по данным Разу, пять французских пилотов, снабженные подложными паспортами, тайно перегнали пять самолетов в Ирак. "Доселе неизвестно, заметил ли Иран эти поставки, но через две недели после прибытия самолетов в Бейруте взорвался заминированный грузовик. Пострадало здание, где были размещены французские десантники. Франция полагает, что нападение было заказано Ираном", - отмечает The Business Insider.

В последующие годы Франция поставила Багдаду 29 самолетов Mirage F-1, которые широко применялись во время ирано-иракской войны в 1984 году. А пострадали в итоге американцы - 17 мая 1987 года корабль Stark ВМС США был поражен двумя ракетами Exocet, выпущенными иракским F-1 Mirage. 28 членов экипажа погибли.

Еще одной "унизительной главой" издание считает историю с контрактами на поставки оружия в Ливию в 2004-2009 годах. В 2004 году Евросоюз отменил санкции против Триполи в обмен на отказ режима Муаммара Каддафи от разработок оружия массового поражения. После этого ЕС в течение пяти лет выдал лицензии на экспорт вооружения и боеприпасов в Ливию на 834,5 млн евро, 210 млн из которых пришлось Францию.

Однако в 2011 году Запад "был вынужден вмешаться в события в Ливии, ибо страна скатилась в недолгую, но кровавую гражданскую войну, где силы, верные Каддафи, обстреливали жилые районы", отмечается в публикации.

На фоне этих исторических примеров неудивительно, что Олланд не спешит санкционировать поставки Mistral России, пока на Украине сохраняется нестабильная обстановка, резюмирует издание.