Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова
СПЧ

Председатель Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Михаил Федотов заговорил о низком уровне качества некоторых законов, принимаемых российским парламентом.

"В законодательстве на сегодняшний день имеется очень немало нормативных актов, которые просто плохо сделаны, которые просто плохо написаны. Если бы у меня студент третьего курса написал такой проект, я бы ему поставил незачет", - сказал Федотов на конференции в Совете Федерации. Его слова приводит "Интерфакс".

Среди примеров таких нормативных актов глава СПЧ назвал законы о блогерах и о международном информационном обмене. Оба закона были приняты, несмотря на возражения Совета, и через несколько лет были признаны утратившими силу, так и не возымев никакого эффекта.

"Такие законы говорят о том, что у нас с качеством работы не все в порядке", - добавил глава СПЧ.

Он отметил, что считает Совет Федерации менее подверженным политическим веяниям, чем Госдума, и надеется на более плодотворное сотрудничество СПЧ с верхней палатой парламента в будущем.

Несколько лет назад "Коммерсант" писал о законотворческой "кухне" и о том, какая низкопробная "стряпня" рождается в недрах российского парламента, а возможно и в Кремле. Например, закон об ограничении иностранного капитала в российских СМИ до 20%, авторами которого значились Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин ("Справедливая Россия") и Денис Вороненков (КПРФ), разрабатывался летом 2014 года. "Три мужика стоят в Думе. Конечно, с утра обсуждается животрепещущая тема - информационная война. Россию все лупят со стороны американских, европейских СМИ. Нас зацепила эта тема", - вспоминал потом Деньгин.

По словам парламентария, "кто-то из комитета по информационной политике" рассказал, что частично иностранная медиагруппа покупает региональные сайты. "Это дало нам почву для подозрений, что другие иностранцы, прикрывшись "гламуром и рекламой", могут пройти в российские СМИ, - говорил Деньгин. - А региональные СМИ зачастую очень сильно влияют на местную политику. Сейчас же идет определенное информационное мракобесие, воздействие на умы".

Текст закона парламентарии начали писать в августе, созвонившись во время каникул. На это ушло "недели три". 17 сентября проект поправок к закону "О СМИ" появился на сайте Госдумы. В пояснительной записке приводились данные о зарубежной практике - в США иностранцы не могут владеть более 25% акций ТВ и радио, во Франции - не более 20%, в Австралии - не более 20%. Через 10 дней законопроект был принят в трех чтениях, а 15 октября 2014 года его подписал президент.

Кто именно написал текст закона, неизвестно. Вороненков утверждал, что разрабатывал "юридическую составляющую", Деньгин ссылался на юристов из ЛДПР и комитета по информационной политике (хотя "Коммерсанту" в комитете сказали, что своих юристов у них нет). Иностранный опыт обобщал Деньгин - "в интернете".

В то же время известно, что еще в конце марта 2014 года Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрия Бадовского подготовил для администрации президента справку по мировому законодательству в области регулирования иностранных инвестиций и доли владения в национальных СМИ. Источники "Коммерсанта" на Старой площади утверждали, что ограничить участие иностранцев в СМИ было решено сразу после присоединения Крыма. Как отмечало издание, в справке Бадовского приводилось больше нюансов, чем в пояснительной записке депутатов, но содержались те же ошибки. Например, в Испании доля иностранного капитала была ограничена 25%, но пять лет назад законодательство было смягчено.

Источники "Коммерсанта" утверждали, что законопроект готовился в управлении внутренней политики администрации президента при участии государственно-правового управления Кремля. В то же время пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что текст документа был полностью написан депутатами.

Один из народных избранников на правах анонимности рассказывал, что в Думе, "как в любом рабочем коллективе, есть пара гениев, пара геев, пара шизиков, пара жуликов", у одного депутата в кабинете стоит надувная кровать, он поспать приходит, другой появляется раз в полгода.

А единоросс Евгений Федоров, откровенничая, сравнивал Госдуму с театром и утверждал, что депутаты инициируют законопроекты "для пиара", а серьезные документы готовятся в другом месте.

"Есть депутатские законопроекты для пиара, с помощью которых журналистов разводят, как лохов. Допустим, скоро выборы и депутату надо засветиться. Он придумывает проект - запретить шнурки на ботинках. Ну а чего, на них народ вешается, ими руки связывают, когда в плен берут. Хороший закон. Пишется обоснование, законопроект регистрируют, инсайдерская информация тут же утекает некоторым журналистам. И тут начинается: "Какие идиоты эти депутаты!" Завтра автора проекта пригласят на телеканал, он поговорит, его вся страна увидит. А кто там запомнит, хороший он законопроект вносил или плохой?" - рассказал Федоров.