Террористы, почти трое суток удерживавшие заложников в театральном центре в Дубровке, стремились подавить их волю, считает сотрудница "Интерфакса" Ольга Черняк.
Она вместе с другими заложниками была освобождена в субботу в результате специальной операции федеральных силовых структур.
"Нам они (террористы) спать не давали, нас они изматывали. Изматывали музыкой, светом. "Так не сиди, сиди ровно" и так далее и тому подобное, - рассказала Черняк. - Перемещаться фактически только до туалета. Музыка их - мусульманская. Кассеты у них были. Сами они, это мужики, спали по часам. Притащили откуда-то матрасы... Они не изматывались, они нас изматывали, подавляли волю".
"Мы практически всегда на самом деле голодали, - говорит Черняк. - С питанием что было: доставили соки, воду, все это взяли из местного буфета. Сок "Сантал" там был разных видов. А простой воды не было. То есть все время хотелось пить. Потому что "Фантой", маленькой бутылочкой на 4 человека, не напьешься. Потом стали экономить воду, стали поменьше пить, потому что они перестали пускать нас в туалет. Туалет был ужас какой-то. В оркестровую яму ходили все, это был кошмар. Чуть что, если ты делаешь какое-то неправильное действие, на тебя прямо указкой - а указкой у них был пистолет - наставляли и говорили: "Цыкнешь - и отправишься к Аллаху".
"Дальше, как собакам нам кидали маленькие шоколадки "Россия", малюсенькие такие, жвачки. Вот вся еда", - сказала О.Черняк.
На вопрос о том, были ли истерики у террористов, сотрудница "Интерфакса", в частности, привела пример, когда боевики избили парня, только за то, что тот "неправильно" вышел из туалета, то есть вылез из оркестровой ямы. "Его били ногами, ужасно. Он, видимо, не вовремя, без разрешения то ли вылез, то ли залез. Его избивали ни за что", - рассказала сотрудница "Интерфакса".
"Я считаю, что это истерика, если человек вылезает из оркестровой ямы, из туалета, и его начинают бить. Я считаю, это чистой воды истерика".
По словам Черняк, "люди вели себя спокойно, кто-то плакал". "Но мы старались всех утешать, объясняли, что слезами делу не поможешь, поэтому надо сидеть спокойно", - сказала она.
"Дети вели себя крайне тихо, корректно, - отметила корреспондент "Интерфакса", - Никто не ныл, ничего. Дети вели себя идеально, даже иногда получше, чем взрослые".